Александр Архангельский — о мистике и лженауках в эпоху застоя

1 апреля 2024 г.Наталья Шурмина
Александр Архангельский — о мистике и лженауках в эпоху застоя

Волна интереса к лженаукам и небывалый спрос на мистическое в самых разных его проявлениях в 70-е годы прошлого века захлестнули не только весь мир, но и декларирующий материализм Советский Союз. Истоки, природу и последствия этого явления проанализировал на своей лекции в Ельцин Центре 16 марта писатель и публицист Александр Архангельский.

Лекция профессора Московской высшей школы социальных и экономических наук Александра Архангельского, получившая название «От паранауки до параполитики: поиск неформального существования», стала пятой в авторском цикле «1970-е. Застой в политике: движение в культуре».

— Поиск каких-то паранормальных, паранаучных вещей происходит примерно в одно и то же время по всему миру. Это поиск повсеместный, но одно дело, когда он происходит на фоне равнодушия и утраты веры, а другое — в стране победившего атеизма, где религиозные практики, идеалистическое мировоззрение смещены на обочину и маргинализированы, — подчеркнул Архангельский. — Однако жизнь людей не может быть бессмысленной только потому, что вокруг происходят не очень приятные процессы. И они ищут смысл — и либо обретают его, либо нет.

Религиозные поиски в СССР начинаются практически одновременно с завершением периода правления Никиты Хрущёва — убеждённого атеиста и искреннего борца против религии. Кого-то эти поиски привели в церковь, а кто-то обратился к литературе. Невероятное впечатление на читающую публику произвёл роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Это было высказывание одновременно и литературное, и философское, и религиозное. Благодаря этой книге, многие узнали о существовании Евангелия.

— Нам трудно сегодня задним числом понять, почему тогда Булгаков оказался в одном ряду с Ричардом Бахом, почему «Мастер и Маргарита» и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», где присутствуют мотивы вечного существования и переселения душ, — это чтение, которое захватывает огромные аудитории. Вероятно, людям было важно поговорить легально о том, что выходит за пределы обыденного и привычного существования, которое усложнялось не только нелегким бытом, но и тем состоянием, в которое впадала власть.

Архангельский отмечает, что именно в 70-е годы, в период застоя, начинается идеологическая коррозия системы. Декларируется, что советское общество твёрдо стоит на основах марксизма и материализма, но при этом на больших экранах появляются и пользуются невероятной популярностью эзотерический фильм «Воспоминания о будущем» и документальная лента «Индийские йоги. Кто они?», выходит в свет книга Владимира Маканина «Предтеча» о знахаре, который лечит людей своими особыми методами и секретными рецептами.

— Фильм про индийских йогов и книга про наше, про здешнее, но альтернативное, выстраивают иную концепцию жизни. Эта жизнь скорее восточная, чем западная, но не в политическом, а в духовном отношении.

Ещё более яркая иллюстрация того, как в 70-е годы в атеистической стране могла быть легализована религиозная пропаганда, — возникновение в Советском Союзе рериховского движения и распространение мистического учения «Живая этика», начало которым положило возвращение в СССР в 1957 году сына Николая и Елены Рерих Юрия. Власть увидела в этом учении альтернативу православной церкви, с которой продолжала воевать, и сочла, что оно не вполне религиозно, но главное — лояльно.

— И тогда начинается цепь публикаций, связанных с восточным исповеданием культа, появляются адепты. Один из них — поэт Валентин Сидоров, который стал автором множества книг, посвящённых всякого рода оккультной тематике под видом проповеди рерихианства. Писатель Юрий Трифонов в повести «Другая жизнь» очень точно фиксирует этот сдвиг в сторону мистицизма, восточных культов в образованных слоях советского общества.

В этот же период времени личные связи и покровительство в высоких партийных кругах, а также поддержка прессы в СССР создают человека-легенду из целительницы Джуны Давиташвили, а в Болгарии — из ясновидящей Ванги.

— Вовсю эксплуатируется страсть человека к знанию за пределами его земной судьбы и начинает формироваться запрос на всё таинственное, неформальное, не вписывающееся в рамки научных дисциплин, но обязательно легализованное. И в этом парадокс системы. В советское время появляются два журнала — «Техника молодёжи» и «Знание — сила», которые публикуют такого рода непроверяемые материалы, адресованные не гуманитариям. В итоге появляется мифология, и это поле постепенно расширяется — эти же движения начинаются уже и за пределами системы.

Так, писатель Юрий Мамлеев создаёт у себя в московской коммуналке в Южинском переулке неформальный оккультный кружок, куда ходят молодые мистики, пытающиеся искать корни различных мистических традиций уже не в восточной, а в европейской практике. Членами этого кружка были Александр Дугин и Гейдар Джемаль, идеи, взгляды и философия которых формируются именно в 70-е годы.

Следующий шаг — появление паранаук, где соседствуют научное мышление и антинаучные выводы, которые можно делать легко и произвольно. Так возникает «Новая хронология» — псевдонаучная концепция радикального пересмотра всемирной истории, созданная группой под руководством известного математика, академика Анатолия Фоменко. Одновременно большое распространение получает учение Вернадского о ноосфере. Архангельский отмечает, что появление паранаук создало почву для закрепления паранормального.

— В журнале «Наука и жизнь» в 1976 году появляется публикация уфолога Владимира Ажажи о «Летучем голландце», Дьявольском море и Бермудском треугольнике. Эта тема вдруг страшно начинает всех интересовать. И именно в этот момент начинают формироваться научно-религиозные мифы. Мы шли от чистой мистики к мистическим и социальным, научным и псевдонаучным практикам, а достигли паранормальных, паранаучных результатов.

Ажажу приглашают поучаствовать в научно-популярной телепередаче «Очевидное — невероятное» профессора, учёного-просветителя Сергея Капицы. Её выход в свет производит на общество взрывной эффект и рождает великую песню Владимира Высоцкого «Письмо в редакцию телевизионной передачи „Очевидное — невероятное“ из сумасшедшего дома — Канатчиковой дачи», которая ярко иллюстрирует реакцию на происходящее в интеллектуальных слоях общества.

— Явление сформировалось, оно заняло разные ниши и разные круги общественного сознания. Оно прописалось в научных и околонаучных институциях, оно легализовано на уровне практик. Соединится ли это когда-нибудь с реальной наукой?

Архангельский, ссылаясь на книгу Натальи Конрадовой «Археология русского интернета», подробно рассказал, как в СССР шли поиски альтернативы глобальному интернету, как мечты о жизни без границ — географических, политических, телесных — привели человека в мир бесконечной коммуникации.

В ряду исследователей следует упомянуть имя учёного-кибернетика Игоря Полетаева, который первым написал министру обороны об американских исследованиях передачи мыслей на расстояние без помощи технических средств для связи с подводными лодками, находящимися в плавании. Так появляется лаборатория физиологической кибернетики в Ленинградском государственном университете под руководством Павла Гуляева, которая подтверждает, что факты передачи мыслей на расстояние возможны.

— И возникает гремучая смесь всего со всем. С одной стороны, научный прогресс, с другой — удачная возможность для интересантов и авантюристов, а с третьей — это легализация того, что в итоге может оказаться серьезным прорывом.

Пока кибернетики изучали телепатию, идеей реальных коммуникаций без границ увлёкся Иосиф Гольдин — неординарный человек с устоявшейся репутацией «городского сумасшедшего». Гольдин закончил Московский энергетический институт и аспирантуру в Институте биофизики Академии наук СССР, а затем начал изучать возможности человеческой психики в театре на Таганке. Именно он в 1982 году организовал посредством космической телесвязи первые телемосты из Останкино с США.

— Гольдин выдвигает фантастическую идею, которая обгоняет время на десятки лет. Он говорил: «Царство слов мертво, атомное оружие создало новый тип молчания, но мы должны видеть друг друга, мы должны достичь нового уровня сознания». Гольдин организовывал телемосты, и в итоге все про телепатию забыли, а это же практическая телепатия и есть. Это возможность коммуникации поверх границ и поверх пространств. Собственно говоря, это и есть тот результат, которого следовало ожидать в результате всех переключений и превращений мысли.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.