Александр Архангельский – об эре трансмедиа

18 октября 2017 г.Анна Матюхина
Александр Архангельский – об эре трансмедиа

В Екатеринбурге 10 октября в рамках совместного лектория Ельцин Центра и Высшей школы экономики «Высшая лига» прошла лекция Александра Архангельского, известного журналиста, писателя, телеведущего, профессора Департамента медиа «Вышки». Тема лекции – «Культура цифровой эпохи: вызовы, трагедии и преимущества».

– Два самых консервативных института имеют прямо отношение к новым технологиям, это церковь и армия, – поделился парадоксальным выводом Александр Архангельский. – Любая религия имеет дело с миром невидимого, и его нужно предъявлять, а армия имеет дело со смертью, и нужны технологии, чтобы уменьшить потери.

Камера-обскура, фейк в виде якобы прижизненной фотографии А.С. Пушкина, гулявший по интернету, Первая мировая война, изменившая восприятие в начале ХХ века, диск Нипкова, проект «Гутенберг» студента Иллинойского университета Майкла Харта, который создал первую в мире электронную книгу, – это лишь малая толика того, о чем поведал публике Архангельский.

– Писатель Стивен Кинг поставил первый в мире эксперимент по выпуску книги в электронной среде, – рассказал Архангельский. – Он поступил примерно так же, как Пушкин, когда тот экспериментировал с «Евгением Онегиным». Пушкин печатал роман по главам, и это была новая писательская стратегия. Стивен Кинг также стал выпускать свой роман «Плющ» в интернете по главам, по подписке и без издателя. Первую главу можно было прочитать бесплатно, за остальные нужно было платить. Потом появлялись прогнозы, что бумажная книга исчезнет. Но книжный рынок существует и развивается.

Также Архангельский отметил всплеск творческого непрофессионального начала, реализующийся в проектах Проза. ру и Стихи.ру.

– Мультимедиа – это создание высказывания как минимум на трех платформах: видео, аудио и текстовой, – продолжил Александр Архангельский. – Трансмедиа – это другое. Приведу пример. В Англии есть неблагополучные районы. Документалисты снимают фильм о жизни бездомных. Раньше на этом история бы закончилась. Сегодня же возникнет сайт, на котором будет рассказываться о судьбе бездомных, потом движение, которое будет пытаться этим бездомным помочь, потом будет снят фильм о том, как изменилась судьба бездомных.

Применительно к книге возможна другая цепочка действий, добавил спикер, – написание книги, производство фильма по ее мотивам, создание игры. Таким образом, история продолжает развиваться, меняясь в зависимости от того носителя, на котором она излагается.

– Цифровая мультимедийная эпоха создает иллюзию, мы хотели убрать человека – и получили вместо реальности иллюзию реальности, – рассказал Архангельский. – Трансмедиа будет применяться в музейной жизни. Музей должен предъявить подлинность, картина должна быть оригиналом. В подлинность музея вмешиваться нельзя, но создавать оболочки вокруг него можно.

Во время диалога с аудиторией Архангельский затронул тему искусственного интеллекта, отметив, что финансовые и спортивные обзоры сможет писать машина, для этого человеческий интеллект не нужен, качественный детектив также способна сконструировать машина. Машине по силам даже написать «Войну и мир», при условии что в создании романа будут участвовать писатель уровня Льва Толстого и блестящий программист, что в сумме нерентабельно. Таким образом, все штучное останется за человеком, а все механизированное перейдет к машине. Кроме того, машины смогут заменить среднего юриста-консультанта и среднего терапевта. Что касается книгоиздания, изложил свою точку зрения лектор, то если раньше книги залеживались в издательствах, теперь их стало слишком легко публиковать, зато неясно, кто о них узнает и кто будет читать. Интересовала слушателей и вечная проблема «отцов и детей».

– Мне 34 года, ребенку восемь, и мы находимся в разных реальностях. Я занимаюсь кукольным театром и ввожу новые технологии осторожно. У моего сына другая реальность. Как будет развиваться взаимопонимание поколений?

– Разрыв существовал всегда, – напомнил Архангельский. – Конечно, вы пойдете туда, где будет ваш ребенок. Все ваши принципы рухнут из-за необходимости выстраивания диалога. Человеческие ценности, связи, родство, любовь – перед ними отступают все технологии. Если бы «Мимино» снимали сегодня, то в горах сидела бы бабушка героя и разговаривала бы с ним по скайпу. Когда мои знакомые интересуются биткоинами, они это делают для того, чтобы понять, о чем говорят их дети и внуки.

Видеозапись лекции Александра Архангельского «Культура цифровой эпохи: вызовы, трагедии и преимущества»

Помимо лекции и общения со слушателями, которые отмечали теплую и одновременно интеллектуальную атмосферу, созданную спикером в зале, Александр Архангельский нашел возможность поделиться своим мнением о ходе культурных процессов в интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина.

– Вспоминаю опыт работы вместе с писателем Виктором Ерофеевым, который неоднократно привлекал меня в качестве эксперта в свою программу «Апокриф». Во времена расцвета этой программы ощущалась востребованность интеллектуального телевизионного продукта. После ухода Ерофеева с экрана к узкой прослойке интеллигентной аудитории апеллирует в эфире только ваша программа «Тем временем». Не опасаетесь, что аудитория телепередачи может сузиться, и, как вы полагаете, интересны ли молодежной аудитории такие программы, как ваша?

– Это драматический вопрос, потому что аудитория телевидения стареет, аудитория «Культуры» тоже. Нас смотрят или образованные люди, или обеспеченные. Иногда это совмещается, иногда нет. И те, и другие не пускают измерителей себе домой. Мы предполагаем, что наша аудитория, скорее, сужается, чем растет. Но появились и другие способы журналистского поведения, которые не всегда предполагают экран. Да, структура аудитории меняется, есть часть молодежной аудитории, которая к телевизору больше не вернется. И это значит, что или нам придется уснуть вместе с привычной аудиторией, или искать другие ниши.

– В связи с этим как вы оцениваете потенциал YouTube в качестве альтернативы телевидению?

– На YouTube появилась возможность создания своих каналов. Несколько лет назад этого не было. Также появились проекты «1917» и Arzamas. Сколько просуществует моя программа, не знаю, не уверен, что очень долго.

– Если почитать форумы, то создается впечатление, что внутри части общества обострились противоречия, лакмусовая бумажка – фильм «Матильда» Алексея Учителя и противоречивое к нему отношение, причем это противостояние – почти Свифтовское в некоторых абсурдных проявлениях. Например, когда УАЗик с газовыми баллонами въехал в кинотеатр «Космос» в Екатеринбурге, потому что водителю не по душе была та самая «Матильда». Каково ваше мнение?

– Ситуация с «Матильдой» – скорее, следствие, чем причина. Это фантом, который родился из сгустка отрицательной энергии, уже бродившей в обществе. Никто не давал поручения выступать против «Матильды», это художественная самодеятельность. Но такая художественная самодеятельность, которая попала на хорошо подготовленную благодатную почву. Я верующий. Если вы уважаете верующих, то не лезьте в их жизнь. В жизнь Церкви, как делалось при советской власти, лезть не надо, и этого достаточно. Но при этом некий запрос на безобразие сформирован. И в обществе возникают конфликты, основанные ни на чем.

– Какое место на культурной карте России занимает, на ваш взгляд, Ельцин Центр?

– Ельцин Центр – один из лучших центров в стране. Знаю Еврейский музей и Центр толерантности в Москве, больше сопоставимых с Ельцин Центром центров не знаю. Здесь кипит жизнь, реализуются детские и взрослые программы. Приходят и сторонники, и противники Ельцина, и это важно, потому что живая жизнь возникает там, где есть спор. Музей Б.Н. Ельцина мемориальный, его задача – создание легенды, но эта легенда не скрывает ни 1993 года, ни Чечни. И это правильно. Что касается ролика: он сделан блестяще, но мне он не нравится, и отчасти экспозиция Музея опровергает ролик.

– Ваши лекции вы адресуете молодежи. Если сравнить современную молодежь с молодежью 90-х: можно ли говорить, что поколение «десятых» живет без идеалов, во всяком случае, без идеализма?

– Молодежь разная. Поколение «десятых» более прагматичное, но как оно повело бы себя в 1991 году – кто знает? В 1991 году против ГКЧП выступила не вся молодежь страны, а жители трех-четырех городов-миллионников. Они все решили за всех.

– С вашей точки зрения, на каком языке высокая культура должна разговаривать с молодежью, которая большую часть времени проводит в соцсетях и гаджетах?

– Информационная культура – это тоже культура, культура переписки. Когда сегодня говорят, что люди не читают и не пишут, это ерунда, читают и пишут так много, как никогда в истории. Мне кажется, что разговаривать с молодежью нужно живо и откровенно и ни кем не притворяясь. Также нужно дать молодежи возможность самим поговорить с собой.

– А молодая интеллектуальная элита нужна обществу, есть ли на нее запрос?

– Без элиты – конец. Разница между элитой и начальством простая: начальство думает о дне сегодняшнем, элита думает о будущем. Для того, чтобы вырастить элиту, нужны лифты. В Советском Союзе это были спорт, наука, искусство и культура, комсомольская карьера. Спорт сегодня предполагает вложения, наукой заниматься проблематично, нужны деньги на те же химикаты или оборудование. При этом наука – дело молодое, все большие открытия делались в молодом возрасте. Но это вопрос того, какой выбор мы делаем. Если мы делаем ставку на будущее, то обязаны вкладываться в настоящее.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.