Александр Архангельский: «Нам нужно было удобное прошлое»

20 января 2023 г.Наталья Шурмина
Александр Архангельский: «Нам нужно было удобное прошлое»

Перестройка, вернув доступ к запрещённому в СССР огромному пласту культуры, разрушила советскую идеологию и цензуру. Однако в итоге возвращение культурного наследия привело не к осмыслению и проработке прошлого, а к его мифологизации, считает известный публицист и писатель, профессор Высшей школы экономики Александр Архангельский.

Свою третью лекцию, прошедшую 17 декабря в Ельцин Центре в рамках нового авторского цикла «Культура на переломе: до и после распада СССР», Архангельский озаглавил «Наследие и наследники» и посвятил анализу причин и следствий процесса «заполнения белых пятен» и реабилитации имён и текстов в эпоху перестройки.

— Слова «наследие» и «наследники» — роковые, наследование всегда наступает после смерти завещателя или человека, не оставившего завещание. Так происходит и с культурным наследием. В 1986 году в журнале «Огонёк» публикуются стихи Николая Гумилёва, и вскрытие этого нарыва памяти привело к огромным важнейшим последствиям в культуре в целом, а сам процесс возвращения культурного наследия был связан в основном с литературой.

В авангарде этого процесса оказались литературные журналы, чья задача была публиковать произведения дня сегодняшнего, рассказывать, что происходит с литературой здесь и сейчас. «Новый мир» в 1987 году выходил тиражом 490 000 экземпляров. Эпоха гласности поначалу позволила изданию напечатать роман «Зубр» Даниила Гранина, и полежавший какое-то время в столе текст о русско-немецком учёном, не любившем советскую власть, прорвался в публичное пространство. За ним последовал «Пушкинский дом» Андрея Битова и другие произведения современников, не имевшие шанса на публикацию в прежние времена. Однако, отмечает Архангельский, пока это была «задержанная» литература, а не наследие, возвращающееся из исторического небытия.

— Поначалу это был приход, а не возвращение. Но «Новому миру» достаточно было напечатать одно великое произведение из прошлого — «Котлован» Андрея Платонова, чтобы тираж журнала к следующему году вырос до 1 150 000 экземпляров. Одна публикация из наследия привела к тому, что аудитория послала вполне очевидный запрос: мы подписываемся, а вы должны печатать то, что было когда-то. В 1988 году «Новый мир» публикует уже «Доктора Живаго» Бориса Пастернака, и всё начинает разворачиваться в прошлое, которое становится настоящим.

Тираж «Нового мира» стремительно растёт, он отвечает на вызов читателей публикацией романа-антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла, мемуаров знаменитого певца Фёдора Шаляпина и Анатолия Марченко — великого правозащитника и диссидента, погибшего в тюрьме. И наконец на страницах журнала появляется то, чего все ждали, — «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус» Александра Солженицына.

Интерес к запрещённому, непубликуемому в Советском Союзе был в 60-е и 70-е годы, но это был интеллектуальный и отчасти политический запрос, потому что люди хотели чувствовать себя свободными, а символом свободы был доступ к запрещённой литературе. В 80-е годы этот интерес из элитарного стал массовым, и как следствие — дискуссии, которые в 70-е велись полузакрыто, на кухнях, в перестройку стали публичными.

— Так сомкнулись прошлое и настоящее, два потока соединились, дав мощный энергетический взрыв. Тираж журнала достигает 2 668 000 экземпляров в 1990 году. При этом «Новый мир» предлагал интеллектуальное, сложное чтение, за которое нужно было ещё и заплатить, — подчеркнул Архангельский. — Все подписывают всё подряд, и все всё подряд печатают. Так была задана логика, и она привела к тому, что наследие позволило переразметить идеологическую территорию и нащупать границу, за которой цензура тебе ничего сделать не может. Благодаря возвращению текстов из прошлого начинается работа над будущим.

Запрос на узаконивание новых процессов и принятие правил витает в воздухе. Три молодых юриста — Юрий Батурин, Владимир Энтин и Михаил Федотов — по собственной инициативе, а не по заказу власти или бизнеса, пишут проект закона «О печати», после бурных дискуссий вступивший в силу 1 августа 1990 года. Это был закон, который впервые в российской истории запретил цензуру и провозгласил свободу массовой информации.

— Однако не бывает, чтобы было только хорошо. Во время перестройки мы начали работать с нашим неудобным прошлым, чтобы сделать его удобным. Нам нужно было удобное прошлое. Беда началась с того, что редакции журналов и издательства стали делать ставку на тексты, подобные «Окаянным дням» Бунина. А «Окаянные дни» — это ностальгическое воспоминание о России, которой не было, это то удобное прошлое, которое приятно противопоставлять неудобному настоящему. И эта беда имеет отношение к тому, что будет после, и отчасти к тому, с чем мы имеем дело сегодня.

По мнению Архангельского, такой подход оказался мифологизацией прошлого, а не его проработкой, осмыслением, анализом и разбором исторических завалов.

— Когда мы прошлым заменяем настоящее, то тем самым заменяем и будущее. Мы погружаемся в эту сладкую сказку, и она постепенно ведёт нас в тупики. Это тупики пока не роковые, они предварительные. Главное случится потом, в 90-е годы и двухтысячные — примирение и бесконфликтность. Мы решили, что не надо анализировать историю: у нас Лев Троцкий хороший, у нас Иван Ильин хороший, правые и левые — все великие.

Также особую трагическую роль в процессе возвращения огромного запрещённого в советское время культурного пласта сыграло то обстоятельство, что в эпоху перестройки возвращалось и наследие религиозное, обществу пришлось восстанавливать религиозную память. А дальше, отмечает Архангельский, последовала мода на религиозные тексты и вытеснение ими современного критического дискурса.

— Самый смешной пример: журнал «Работница» опубликовал Книгу Екклесиаста с пояснениями Сергея Аверинцева. Всё зашло за грань… Люди хотели вернуться к религиозным истокам и с ними разобраться, но религия, вернувшаяся в качестве суррогата каких-то других процессов, становится сама суррогатом. Вместе с этим начинает формироваться новая борьба за право религиозного мироустройства.

В перестройку начинается также и музеефикация прошлого, а олицетворением этого музейного подхода становится журнал «Наше наследие». В конце 80-х годов был создан Советский фонд культуры, у истоков которого стояла жена главы государства — Раиса Горбачёва. Фонд поддерживал крупнейшие музеи и способствовал возвращению в СССР ранее вывезенных культурных ценностей, библиотек и архивов.

— У таких проектов должны быть кураторы, и нам повезло, что им стал академик Дмитрий Лихачёв. И именно тогда началось реальное, а не мифологическое возвращение прошлого: рукописей, картин, коллекций. Лихачёв, в отличие от большинства кураторов, воспринимал прошлое как часть жизненного потока. Он оказался в нужное время, в нужном месте и превратил процесс музеефикации в закономерный.

Но, по мнению Архангельского, был человек, который попытался превратить процесс возвращения прошлого в новую мифологию. В 1990 году на экраны выходит художественно-публицистический фильм Станислава Говорухина о кризисном состоянии советского общества, ужасах реальности — «Так жить нельзя», и миф о лихих 90-х начинает формироваться именно в этой картине. Следующий фильм говорухинского цикла — «Россия, которую мы потеряли» — романтический, сентиментальный, повествующий о той прекрасной стране, где не было противоречий. Удобная для воспоминаний Россия, образ которой начал складываться в опубликованных текстах конца 80-х годов. Затем последовал ещё один фильм — «Великая криминальная революция».

— Пророком, который выведет страну из тупика, для Говорухина стал Солженицын. Его фильм о писателе назначил Солженицына тем, кто соединит Россию, которую мы потеряли, проведёт нас мимо России, в которой мы оказались, в ту Россию, которую мы заслужили. А заслужили ли мы её? Это вопрос отдельный.

Очередная лекция Александра Архангельского «Медиа, культура, перестройка: рождение новых и трансформация старых СМИ» состоится 28 января.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.