Александр Архангельский: «Делать имеет смысл только то, что не имеет смысла делать»

9 декабря 2022 г.Наталья Шурмина
Александр Архангельский: «Делать имеет смысл только то, что не имеет смысла делать»

Эпоха перестройки для культуры стала временем легализации, выхода из подполья всего того, что было создано и намечено в предшествующие годы. Поэтому творить, делать надо даже тогда, когда кажется, что это невозможно, утверждает известный публицист и писатель, профессор Высшей школы экономики Александр Архангельский.

Свою вторую лекцию в Ельцин Центре в рамках нового авторского цикла «Культура на переломе: до и после распада СССР» Архангельский озаглавил «Гражданская война в литературе: культура 80-х как форма политики» и посвятил борьбе идеологий в литературе и публицистике в перестройку.

— Во многом перестройка в сфере культуры была не созданием чего-то принципиального нового, а легализацией сложившегося, договариванием недоговоренного. И так было не только в культуре, это распространяется и на многие другие сферы. Перестройка породила возможность, а всё, что было сделано, — было намечено в самое неблагоприятное время. Поэтому, когда кажется, что делать ничего не надо, потому что невозможно, — это неправильно. Делать имеет смысл только то, что не имеет смысла делать, поскольку потом окажется, что вам нечего предъявить миру.

Вторая половина 80-х годов прошлого века проходит под лозунгом построения «социализма с человеческим лицом». В феврале–марте 1986 года прошёл XXVII съезд КПСС, где громко прозвучало слово «гласность» и была сформулирована цель — совершенствование социализма. В конце этого года было принято прорывное решение об индивидуальной трудовой деятельности, которое позволило частникам зарабатывать деньги, а уже следом появились кооперативы, давшие очень много экономике.

По мнению Архангельского, гласность создала новую политическую и культурную реальность, а кооперативы создали новую экономическую. Экономический взлёт перестройки начинался с индивидуальной трудовой деятельности и закона «О кооперации в СССР», а одной из причин экономического слома стала антиалкогольная кампания, которую Горбачёв запустил в 1985 году.

— В разгар перестройки в журнале «Трезвость и культура» появляется текст поэмы Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Анекдотичность этой ситуации очень характерна для этой эпохи. С одной стороны, продолжается советский пафос, а с другой — начинается новая реальность, в которой уже невозможно запретить эту трагическую поэму о поиске утраченного смысла жизни. Но перестройка не порождает поэму, она лишь даёт ей выход наружу. Процесс легализации, выхода из подполья — это и есть, по сути, процесс перестроечной культуры.

Перестройка легализовала и в 1986 году допустила к читателю роман Александра Бека «Новое назначение» о руководителе сталинского типа, опубликованный в журнале «Знамя», а в первых номерах «Нового мира» за 1987 год вышел роман Даниила Гранина «Зубр» — об известном советском биологе Николае Тимофееве-Ресовском. Однако две самые знаменитые журнальные публикации времён перестройки — это роман Василия Белова «Всё впереди» и «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова.

— Роман Белова рассказывает о том, как зло приходит в новую Россию с Запада, а мы сами не виноваты ни в чём, нас соблазнили, а у Рыбакова всё зло идёт изнутри: сами с собой сотворили, сами себя поработили, сами отдались во власть тирана. В этом и есть зародыш противостояния, который далеко выходит за пределы чисто литературного процесса. У Белова всё ужасное происходит в Париже, а потом эхом возвращается в Москву, а у Рыбакова всё ужасное происходит в самом центре Москвы — на Арбате, в километре от Кремля, и виноваты все герои. Вопрос «кем порождено зло, несомненно присутствующее в нашей жизни?», оказывается ключевым для всех последующих эпох.

Архангельский уверен, что если в стране нет политической борьбы, нет разных партий, то литературное противостояние двух или трёх позиций оказывается протопартийным. Полемика между разными журналами начинает считываться обществом как дебаты в отсутствующем парламенте, и таким образом происходит зарождение будущей внутрипартийной и межпартийной деятельности. В центре этого процесса во времена позднего СССР оказываются журналы «Огонёк» и «Наш современник».

— «Наш современник» формируется как журнал умеренного национализма ещё в 70-е годы, а журнал «Огонёк» преобразуется только в годы перестройки, занимая позицию, которая нужна действующей власти здесь и сейчас, а потом расходится с этой властью.

Ключевые публикации эпохи перестройки в журнале «Наш современник» — это повесть Валентина Распутина «Пожар» о том, как мир будет уничтожен бесконечным внутренним надрывом России, который она не выдержит; само название романа Сергея Алексеева «Рой» указывает, какое начало в национальной жизни должно возобладать для того, чтобы страна могла выйти из всех тупиков; статья Вадима Кожинова «Правда и истина»; «Русофобия» Игоря Шафаревича.

— Все эти названия указывают на то, что это практически партийная программа. Партия — консервативная социалистическая, и в мировом раскладе существуют партийные структуры такого типа, без них не обходится ни одна парламентская республика. Но в стране тогда нет парламента, нет республики, а литература есть, и она принимает на себя эти протопартийные противостояния.

Журнал «Огонёк», где слышен голос левой партии, поначалу договаривает недоговоренное шестидесятниками. Получив новую возможность для высказывания в 1986 году, часть интеллигенции продолжает осмысливать то, о чём разговаривали и спорили до 1968 года, но в конце концов редакция приходит к тому, что надо искать другую тему, где соединится революция, антисоветское, советское и космополитическое. Так в журнале начинается рассказ о диссидентах и о самой достойной фигуре движения из ныне живущих — академике Сахарове. Таким образом, формируется некая протопартийная структура, во главе которой стоит выдающийся лидер.

Также важнейшей особенностью времени стало то, что наружу стали выходить ранее спавшие конфликты уже в политической сфере, и в определённый момент они вылились в открытое противостояние. 18 марта 1988 года увидела свет статья Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами».

— Вдруг поперёк процессов, разбуженных перестройкой, в газете «Советская Россия» выходит большая статья о том, что перестройка идёт не туда, что происходит пересмотр основ и отрицание советского. Однако уже 5 апреля в газете «Правда» в противовес этой публикации появляется статья «Принципы перестройки: революционность мышления и действий» Александра Яковлева. Так на глазах современников вызревала партийная борьба как таковая. Протопартии, начав формироваться в литературной среде, проникают в публицистику, журналистскую сферу. И отсюда уже один шаг до отмены однопартийной системы.

По словам Архангельского, члену политбюро ЦК КПСС Александру Яковлеву перестройка обязана многим, а с литературой он был связан теснейшим образом через публицистику. Его статья в «Литературной газете» ещё в 1972 году обозначила протопартийный характер противостояния западников и почвенников, левых и правых в журналистике. Это публикация была направлена против журнала «Молодая гвардия» и отчасти журнала «Наш современник». Из-за неё Яковлев потерял высокую должность в партийном аппарате и был отправлен послом в Канаду. Спустя десять лет Михаил Горбачёв предложил его кандидатуру на пост главы Института мировой экономики и международных отношений, поскольку понял, что это тот человек, без которого ему действовать невозможно.

— Это ключевая фигура, которая переключала тумблер из литературного в политическое и обратно. Ещё в 1972 году он первым понял, что идут протополитические процессы в сфере культуры и вызревает то будущее, в котором придётся участвовать всем.

Третья лекция цикла Александра Архангельского «Культура на переломе: до и после распада СССР» состоится в Ельцин Центре в Екатеринбурге 17 декабря.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.