В Президентском центре Б.Н. Ельцина 19 июня прошла лекция известного ученого-иммунолога, академика РАН, директора Института иммунологии и физиологии УрО РАН Валерия Черешнева на тему «Экология. Иммунитет. Здоровье. Что влияет на продолжительность жизни человека?» Лекция стала продолжением совместного проекта Президентского центра и Российской академии наук «Открытый лекторий РАН».
Спикер начал свое выступление с рассказа о выдающемся ученом Михаиле Ломоносове (1711–1765 гг.), семья которого владела прудом, где «для забавы» держали северных рыб. Таким образом, условия формирования человека, по словам академика, во многом обусловлены семьей и хобби. Ломоносова, одного из основоположников российской науки, прежде всего интересовали народосбережение и качество населения. Также Валерий Черешнев напомнил, что именно по предложению Ломоносова был открыт Московский государственный университет (в то время Императорский Московский университет).
– Московский университет Ломоносов скопировал с германских университетов, в том числе набор факультетов: химический, физический и медицинский, – напомнил Валерий Черешнев.
Ученый также рассказал о важном понятии качества жизни, которое включает в себя состояние среды обитания, социальные показатели, численность бедных и богатых, а также представителей среднего класса.
– Мы разработали в 2000 году в УрО РАН внедрение системного мониторинга, издали на эту тему несколько книг, – сказал Валерий Черешнев. – Суть системного мониторинга в том, что мы объединили двадцать видов мониторинга – космический, медицинский, метеорологический и другие для установления взаимосвязи внешнего воздействия и качества жизни, выявления и предупреждения негативных явлений.
Оценил ученый и влияние факторов, сказывающихся на состоянии здоровья: по данным науки, 50–55% зависит от образа жизни, 20–25% – от состояния окружающей среды, 15–20% – от генетических факторов, 10–15% – от состояния здравоохранения.
– В России сегодня проживают чуть больше 145 млн человек, но как распределено население территориально? – задался вопросом Черешнев. – На Дальнем Востоке проживают чуть больше шести миллионов человек, в 2000 году население этого края насчитывало семь с половиной, в 1990-м – около восьми. В Сибири проживают более 19 миллионов человек, а было 23. На Урале было 13, осталось 12. При этом в Москве проживают 12 миллионов человек, в Санкт-Петербурге 5 миллионов. Все население сосредоточено в европейской части. Это совершенно неравномерное распределение населения для освоения и поддержания территории.
Охарактеризовал ученый и демографическую ситуацию, которую обозначил как сочетающую до последнего времени и довольно долгий период африканскую смертность с европейской рождаемостью.
– В России в 1990 году рождались 2,5 млн человек, умирали полтора, – сказал Валерий Черешнев. – То есть каждый год прибавлялся миллион человек. Начались экономические реформы – рождаемость и смертность поменялись местами. С 1991–1992 годов рождались полтора миллиона человек, умирали 2,5. К 2010–2011 годам рождаемость и смертность примерно уравнялись. Но прорыва нет, потому что начинают рожать те, кто родились в начале «двухтысячных», а их мало.
Спикер также привел примеры средней продолжительности жизни в разных странах (на 2016 год). Оказалось, что дольше всего живут жители княжества Монако – 89,5 лет, на втором месте среди долгожителей – японцы, которые живут 85 лет. Россия, со средней продолжительностью жизни 70,8 лет, занимает 153 место, расположившись между Казахстаном и Непалом. Правда, жители некоторых африканских стран, например Гвинеи-Биссау и Республики Чад, живут гораздо меньше – чуть дольше 50 лет.
Проанализировал Валерий Черешнев и причины смертности людей за последние несколько лет, приведя данные ВОЗ, Госкомстата, официальных сообщений Минздравсоцразвития.
– Каждый год 1 миллион 200 тысяч человек умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, 300 тысяч – от онкологических, 200 тысяч – из-за несчастных случаев (включая ДТП), 80 тысяч уходят из жизни вследствие болезней органов пищеварения, включая язву желудка, цирроз печени и т.п., 60 тысяч совершают самоубийства, 22 тысячи погибают из-за туберкулеза, 14 тысяч – от ВИЧ, – перечислил Валерий Черешнев. – Демографы знают, что если происходит много самоубийств, то значит, население находится в состоянии апатии, депрессии. Чем больше убийств – тем выше уровень агрессивности. В перерасчете на общее количество населения, у нас самоубийств в четыре раза больше, чем в Европе, а число случаев суицида подростков 15–16 лет в шесть раз выше, чем в Европе. Это влияние Интернета, клубов, в которых увлекаются идеями ухода из жизни и т.д. Но в чем причина? Это значит, что у людей нет стержня, что их и в секту любую можно вовлечь.
Академик привел материалы мирового антиэйджингового конгресса с прогнозами ожидаемой продолжительности жизни в разных странах мира, исходя из данных 2012 года.
– Продолжительность жизни 80+ – в США, Канаде, Финляндии, Швеции, Норвегии, Австралии, Японии, – констатировал Валерий Черешнев. – В мире зарегистрированы 224 страны. И везде женщины хотя бы на полгода, но живут дольше мужчин. И есть только одна страна, наша, где мужчины живут 67–68 лет, а женщины 78–79. Такого «размаха» нигде нет. Поэтому, когда говорят, давайте сделаем пенсионный возраст у мужчин 65, то не стоит забывать, что они порой живут 67–68. И это ответ.
Также ученый привел исторические данные, сколько жили люди раньше: в XIII веке – 32, в XVI веке – 34 года, в XIX веке – 37–40 лет, в 1900 году – 45 лет, в 1965-м – 65 лет, в 2000-м – 76 лет.
– Почему люди мало живут? – задался вопросом ученый. – Есть источники отрицательных воздействий, природная окружающая среда – ураганы, грозы, извержения вулканов. Антропогенная среда – выбросы, токсиканты, мусорные баки. Социальная среда – революции, войны, реформы, темпы работы. Какая из этих сред наиболее негативное влияние оказывает на человека? Мы с Институтом геофизики Земли почти 60 лет фиксируем вызовы «скорой помощи» по всем заболеваниям в сочетании с состоянием природы. Например, в июне 1998 года был сильный ураган, падали деревья, были затопления. Три человека погибли. Давление падало, количество вызовов «скорой» по причине гипертонического криза вызывающих росло. Вызовов было 500 – стало 900. А 18 августа 1998 года произошел дефолт. Над всей европейской частью России было безоблачное небо, светило яркое солнце. И количество гипертонических кризов резко выросло до 800 при типичных 200, инфарктов было 10–20, а стало 80.
Рассказал Черешнев об истории вируса ВИЧ. По данным ученого, из 40 миллионов ВИЧ-инфицированных 28 миллионов живут в Африке.
– Екатеринбург и Свердловская область – лидеры по ВИЧ, также в лидерах соседняя Пермь, вообще все уральские города, расположенные вдоль Транссибирской магистрали, все порты, Санкт-Петербург, Одесса, все крупные железнодорожные станции, где работают большие коллективы мигрантов, – озвучил тревожную статистику Черешнев. – Люди зачастую сами не знают, что заражены. В течение 5–6 лет они чувствуют себя неплохо, а потом человек умирает, если его не начинают лечить.
Главный же поставщик новых вирусов, отметил ученый, – мутировавшие вирусы, обитающие в больницах, прежде всего в реанимационных отделениях.
Кроме того, ученый рассказал о прионных белках, специфических прионных болезнях, а также о болезнях Альцгеймера и Паркинсона. Интерес аудитории вызвала так называемая болезнь Куру, от которой страдают людоеды Океании и которая передается в процессе акта каннибализма, когда каннибал съедает человека и заражается его болезнью – в частности, болезнь Куру сопряжена с дрожанием.
Рассказал Валерий Черешнев и о передовой науке.
– В мире сейчас происходит взрыв в сфере нейронаук, самые перспективные – нейронауки и онкология, – подчеркнул Валерий Черешнев.
Кроме того, ученый рассказал о задаче по конструированию когнитивных компьютеров и о развитии такого ультрасовременного направления как крионика. Это предполагает заморозку в жидком азоте тяжелобольных и заключенных в капсулы пациентов, которые надеются, что, когда произойдет разморозка, нужные для их спасения лекарства уже будут изобретены.
Впервые крионику начали применять в США в 1965 году. На сегодняшний день в США ждут часа Х 2600 человек, в Европе – полторы тысячи, в России – 16 человек. По словам академика, удовольствие это не из дешевых и ни одного из участников эксперимента еще не размораживали. Но – чем черт не шутит.