Агата Кристи: к 135-летию «королевы детектива»

17 октября 2025 г.Михаил Лузин
Агата Кристи: к 135-летию «королевы детектива»

Агата Кристи, будучи одним из самых читаемых авторов в мире, относилась к писательству с лёгкой иронией и считала, что женщина должна быть готова разделить путь своего мужа. Она стала председателем знаменитого Детективного клуба, оставаясь почти единственным его членом без университетского образования.

Как «королева детектива» оказалась в центре настоящего шпионского скандала, а её романы помогали врачам диагностировать отравления? Почему самую лёгкую и смешную книгу она написала во время войны? Какой из своих многочисленных домов любила больше всего?

Лекцию в Ельцин Центре прочитала 5 октября Александра Борисенко — переводчик, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ и преподаватель Школы литературного мастерства. Мероприятие было посвящено 135-летию со дня рождения писательницы.

Детство в мире порядка и покоя

«Детство Агаты Кристи было удивительно счастливым», — начала Александра Борисенко. Дом её семьи в графстве Девон на юго-западе Англии жил по правилам викторианского благополучия: «всё имело своё место — даже чувства».

Агата росла без систематического образования, но с любопытством и острым умом. С ранних лет она придумывала истории, наблюдала за людьми и слушала разговоры взрослых. Особую роль в её формировании сыграла бабушка Маргарет Уэст Миллер, которую будущая «королева детектива» с любовью называла aunty-granny — «бабушка-тётушка».

С ней девочка проводила много времени. «Она была воплощением здравого смысла, наблюдательности и житейской иронии», — отметила лектор. Именно с неё Кристи позже во многом «спишет» образ мисс Марпл — старой девы-сыщицы, которая «видит всё и всех понимает».

Война и аптечная наука ядов

С началом Первой мировой викторианский уклад жизни рушится. Агата, подобно многим сверстницам, становится сестрой милосердия в составе Voluntary Aid Detachment (VAD) Британского Красного Креста. А затем начинает работать в провизорской аптеки при том же временном военном госпитале, размещённом в ратуше её родного города Торки.

«Руководитель провизорской носил с собой яд кураре, чтобы чувствовать власть над жизнью и смертью, — рассказала Александра Борисенко. — Этот эпизод Агата потом использует в романах — как и десятки подробностей аптечной жизни».

Работая среди пробирок, она учится распознавать и запоминать действие ядов. В её записных книжках появляются слова: мышьяк, стрихнин, цианид, таллий, никотин, морфин, наперстянка.

«Агата Кристи — писатель, больше всех в истории литературы использовавший яды», — подчеркнула Александра Борисенко. Интересно, что описания отравления крайне редко встречающимся таллием из её романов как минимум дважды — в Англии и в СССР — помогли врачам распознать симптомы и спасти жизнь пациентов.

Брак и первый роман

В 1914 году Агата выходит замуж за офицера Арчибальда Кристи. После войны он получает предложение участвовать в кругосветной экспедиции, и Агата едет с ним, оставив маленькую дочь с матерью.

По возвращении домой она узнаёт, что стала знаменитостью: её первый роман — «Таинственное происшествие в Стайлсе» — вышел в издательстве Джона Лейна и был продан огромным тиражом. Редактор настоял, чтобы Кристи изменила финал — убрала сцену суда и перенесла развязку в гостиную. Так родился узнаваемый приём — финальное разоблачение в замкнутом кругу персонажей.

«Договор был кабальный — на четыре романа, но для неё это всё равно было счастье», — отметила лектор. Позже писательница перешла к издательству Collins, нашла постоянного агента и секретаря, которые стали для неё почти семьёй.

Таинственное исчезновение Агаты Кристи

Переломным для писательницы стал 1926 год. Умерла мать, и в этот же период муж сообщил Агате, что влюблён в другую.

3 декабря 1926 года во время особо крупной ссоры, произошедшей в их доме, Арчи заявил, что не видит возможности сохранить брак и будет добиваться развода. Вечером того же дня Агата исчезла из дома в неизвестном направлении. На следующее утро недалеко от городка Ньюлендз Корнер обнаружили её автомобиль с включёнными фарами, находящийся на краю карьера.

Исчезновение Кристи вызвало огромный общественный резонанс. Выдвигались объяснения пропажи Агаты: от убийства мужем до самоубийства. Розыском Кристи занимались несколько сотен сотрудников полиции, а также до пятнадцати тысяч гражданских добровольцев.

14 декабря писательница всё-таки была обнаружена. Как оказалось, Кристи зарегистрировалась под фамилией любовницы мужа — Терезы Нил — в фешенебельной гостинице в графстве Норт-Йоркшир. Агата никак не объяснила своё исчезновение, ссылаясь на амнезию. «Её полоскали во всех газетах… и на всю жизнь у неё осталась неприязнь к публичности», — прокомментировала Александра Борисенко.

От скандала и разбитого брака Агата уезжает на Восток. Там встречает археолога Макса Маллоуэна, младше её на четырнадцать лет. Это был её новый роман, который продлился до конца жизни. Он принёс ей и покой, и приключения.

Дома и раскопки

«Агата Кристи страстно любила дома — покупать, перестраивать, обставлять», — рассказала лектор. За жизнь она приобрела восемь домов. Самым дорогим стал Гринуэй — усадьба на берегу Дартмута, «дом её сердца».

С супругом писательница участвовала в археологических экспедициях в Сирии и Ираке. «Она была не туристом, а полноправным участником — мыла черепки, фотографировала, писала отчёты и романы. И финансировала раскопки, потому что любила дело своего мужа».

Вторая мировая: Кристи интересуются спецслужбы

С началом Второй мировой войны писательница снова идёт работать в аптеку при военном госпитале. «Она вернулась туда, где началась её писательская судьба — к пробиркам и рецептам».

В жизни снова начинается тёмная полоса: дочь Агаты овдовела, едва родив ребёнка, а усадьбу Гринуэй реквизировали под госпиталь. Несмотря ни на что, Кристи продолжает писать. Она выпускает роман «Н или М?» — книгу о супружеской паре сыщиков, которые ищут шпиона, действующего под самым носом у британских властей. И эта книга нежданно-негаданно поставила писательницу в фокус внимания спецслужб.

Дело в том, что для антигероя-шпиона она выбрала фамилию Блетчли. А в это же самое время в лондонской усадьбе Блетчли-парк занимались декодированием шифров немецкой армии, рассказала Александра Борисенко.

Сходство имён оказалось настолько точным, что спецслужбы всерьёз заподозрили Кристи в утечке секретной информации — тем более, что её друг Дилли Нокс работал кодировщиком.

Формального допроса не было: Нокс сам пригласил Кристи к себе на чай и задал вопрос о выборе имени персонажа в неформальной беседе. Она ответила просто: это имя попалось ей на вокзальной вывеске, когда она ехала в поезде.

Инцидент закончился без последствий, но вошёл в историю британской разведки как анекдот: писательница угадала одну из важнейших тайн военного времени, не имея к ней никакого отношения.

Романы Агаты Кристи помогли англичанам сохранять присутствие духа в военные годы. Во время налётов, прячась в бомбоубежищах и метро, лондонцы читали её книги. «Это была форма внутренней защиты, — отметила лектор. — У Кристи мир всегда оставался логичным и справедливым».

«Честная игра» и правила детектива

Кристи вошла в литературу в момент начала второго «золотого века» британского детектива — после эпохи Шерлока Холмса. С 20-х годов в журнале The Strand появляется новый тип детектива — ироничный, метаинтеллектуальный. Агата оказалась на этой волне», — рассказывает Александра Борисенко.

Один из представителей этого направления Рональд Нокс сформулировал «правила честного детектива»:

  1. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.
  2. Исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.
  3. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.
  4. Недопустимо использовать неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.
  5. В произведении не должен фигурировать китаец («Это правило объясняется засилием преступников-китайцев в бульварной литературе начала XX века», — объяснила Александра Борисенко).
  6. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоваться безотчётной, но верной интуицией.
  7. Детектив не должен сам оказаться преступником.
  8. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.
  9. Друг детектива не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю.
  10. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Агата Кристи в «Убийстве Роджера Экройда» эти правила нарушила — и роман стал сенсацией. В 1928 году Энтони Беркли создаёт Детективный клуб, где Кристи работает рядом с Честертоном и Сейерс. «Это была удивительная компания: они устраивали ужины с клятвами и „орудиями убийства“ — и при этом задавали тон целому жанру», — рассказала Александра Борисенко.

Слава и поздние годы

У Агаты Кристи много достижений в сфере массовой культуры. Например, пьеса «Мышеловка», впервые поставленная в 1952 году, вошла в Книгу рекордов Гиннесса как спектакль, который дольше всего непрерывно идёт на сцене.

В 1974 году фильм «Убийство в „Восточном экспрессе“» произвёл фурор. Кристи лично видела картину и осталась довольна.

В Советском Союзе её имя долго не появлялось на обложках. «До середины 1980-х не было ни одной отдельной книги Агаты Кристи, — напомнила лектор. — Её печатали в сборниках с другими авторами. А потом всё изменилось: детективы вышли массовыми сериями, пошли экранизации».

По словам Александры Борисенко, лёгкость Агаты Кристи как автора — иллюзия. «Лучше зубы драть, чем переводить Кристи», — пошутила она. Её текст кажется прозрачным, но за этим — филигранная работа с ритмом, с логикой фраз, с точностью психологической детали.

«Агата Кристи прожила очень-очень долгую жизнь, — отметила Александра Борисенко. — И, несмотря на все невзгоды, она умела быть счастливой. Это, наверное, её главная тайна».

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.