Ельцин Центр в Екатеринбурге, открывшийся 25 ноября минувшего года, сразу стал для столицы Урала масштабным — и событием, и объектом. С какой стороны не погляди: и с общественной, и культурной, и, конечно же, архитектурной. Сегодня комплекс Центра Ельцина - неотъемлемый фрагмент архитектурной панорамы центра города.
Авторитетный журнал «Афиша» на своем сайте опубликовал обстоятельный, глубокий материал, который рассказывает об истории самого здания, непосредственно о Музее первого президента России – его концепции и устройстве; о том, что представляет собой Ельцин Центр с точки зрения реализованных в нем архитектурных идей, о цветовых кодах художественного пространства Центра Ельцина.
Своими впечатлениями о Центре и перспективах его развития, о Музее первого президента России с читателями делятся люди, к мнению которых прислушиваются не только в профессиональной среде, но и в той большой части нашего общества, которую можно назвать просвещенной. Они были в числе первых посетителей. Это, например, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова; кинорежиссер Павел Лунгин – автор идеи экспозиции музея, Борис Бернаскони – архитектор, автор Ельцин Центра; Стефано Боэри – бывший главред журналов Domus и Abitare, автор проекта Bosco Verticale в Милане, профессор городского планирования Политехнического университета Милана; художники Владимир Дубосарский и Елена Селина, Михаил Котомин – издательство Ad Marginem; Жан Пистр – сооснователь бюро Valode & Pistre, построившего Музей современного искусства в Бордо, председатель городского совета «Сколково».
Борис Бернаскони: «Изначально я мечтал построить новое здание. Но в итоге реконструировал уже существующий объект <...> Был выбран достаточно простой прием — добавить новую форму, которая и станет знаком президентского центра. Получился пример перспективного направления: в городах много скрытых ресурсов, которые можно использовать заново».
Павел Лунгин, автор идеи экспозиции «7 дней»: «Концепция возникла, когда я побывал на месте будущего музея и увидел недостроенный массив здания с круглой шайбой посередке, где гулял ветер. Я понял, что шайбу надо разрезать как пирог — на семь дней, семь моментов из жизни. Мне хотелось брать сложные дни, когда Ельцин был в критических ситуациях, ведь это свойство его характера — выходить из кризисов. Получилась история про семь дней, которые изменили Россию. Каждый зал — это один день, и в каждом — информация вокруг этого дня, где заодно рассказывается история из жизни Бориса Николаевича».
Стефано Боэри: «… чистый и лаконичный подход, который предложил Бернаскони, мне кажется интересным. Мне думается, что такая полупрозрачность фасада является ответом на современную ситуацию в российской политике».
Жан Пистр: «Выразить в архитектурном здании жизнь и политическую карьеру главы государства — одна из самых непростых задач для архитектора. Жизненный путь таких людей обычно настолько сложный, что трудно свести его к одному статичному и завершенному объему. Борис Бернаскони предлагает публике не здание, а путь, выстроенный в пространстве вокруг объемов, формирующих вехи жизни. Он отступает от канонов классической композиции и обращается к метафоре, которая отражает новый путь России, а этот путь как раз и открыл Борис Ельцин. Архитектуру этого здания нельзя назвать ни официальной, ни помпезной».