«Зачем я это помню» – конкурс пьес об эпохе 90-х

15 февраля 2021 г.
«Зачем я это помню» – конкурс пьес об эпохе 90-х

Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина» объявляет конкурс пьес «Зачем я это помню», связанных с осмыслением периода 90-х годов. Пьеса-победитель будет поставлена в Екатеринбурге в Ельцин Центре – на Театральной платформе «В Центре».

В России существует большое количество драматургических конкурсов, открывающих новые имена и дающих возможность драматургам проявить свой талант. Одни конкурсы ориентированы на поиск новых направлений в драматургии, другие – на хорошо сделанные пьесы, третьи – на поддержку и развитие драматургии в регионах.

Ельцин Центр впервые запускает конкурс пьес, связанных с осмыслением конкретного исторического периода, а именно эпохи 90-х. Цель конкурса – повышение интереса к важному для России историческому периоду с помощью создания произведений талантливыми русскоязычными драматургами, способными участвовать в формировании общественного мнения. Мы не призываем авторов придерживаться какой-либо точки зрения. Нам кажется, что мир интересен своим многообразием. У каждого автора свой взгляд на вещи, свое «зачем?». Поэтому конкурс назван «Зачем я это помню».

Заявки принимаются с 1 марта по 30 апреля 2021 года на адрес электронной почты: konkurspies@ycenter.ru

Церемония награждения состоится в конце мая 2021 года.

Конкурс имеет призовой фонд. Первое место – 50 000 рублей, второе – 30 000 рублей, третье – 20 000 рублей. Победители будут приглашены в Екатеринбург на церемонию награждения.

Более подробно с условиями конкурса можно ознакомиться в «Положении о конкурсе».

Пьесы, присылаемые на конкурс, передаются команде ридеров.

Анна Банасюкевич, театральный критик. Окончила РАТИ-ГИТИС в 2011 году (курс А.А. Степановой). Работала в Московском драматическом театре им. Станиславского, в Театре на Таганке (группа юбилейного года), в РИА «Новости». Печатается в различных изданиях (журнал «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Современная драматургия» и т.д.). С 2013 по 2019 - арт-директор фестиваля «Любимовка». В настоящее время - заведующая литературной частью театра «Практика».

Нияз Игламов, театральный критик, арт-директор фестиваля «Науруз». Окончил театроведческий факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (курс кандидата искусствоведения, профессора, главного редактора «Петербургского театрального журнала» Марины Дмитревской). С 1 февраля 2008 года по 1 февраля 2020 года работает заведующим литературно-драматургической частью Татарского государственного Академического театра имени Галиасгара Камала, с 1 февраля 2020 года – куратор специальных программ. Автор более тридцати работ по проблемам современного татарского театра и его истории, многие из которых вызвали широкий общественный резонанс. Публиковался в журналах «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Театральная жизнь», «Сцена» и «Страстной бульвар», газетах «Культура», «Экран и сцена», «Российская газета», «Независимая газета», республиканской периодике, российских региональных и зарубежных изданиях. В 2013, 2014 и 2019 гг. был членом Экспертного совета, в 2021 – членом жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». С 2015 года – ридер фестиваля «Любимовка», был ридером драматургических конкурсов «Ремарка», «Первая читка», «Асыл», «Продвижение».

Роман Козырчиков, драматург. Живет в Екатеринбурге. Учился в Екатеринбургском государственном театральном институте (мастерская Н.В. Коляды, отделение «Литературное творчество»). Пьесы неоднократно становились лауреатами различных конкурсов, переводились на европейские языки. Пьеса «Тихий свет» получила первую премию XVII Международного конкурса драматургов «Евразия-2019», вошла в шорт-лист конкурса «Кульминация-2019» и шорт-лист конкурса «Исходное событие». Пьеса «Русская сказка» получила специальный приз XVIII Международного конкурса драматургов «Евразия-2020», вошла в шорт-лист конкурса «Исходное событие», получила первую премию конкурса «Кульминация-2020».

Оксана Кушляева, театровед, театральный критик, сооснователь и редактор сетевого издания «Летающий критик». Печаталась в «Петербургском театральном журнале», журналах «Театр», «Искусство кино», «Страстной бульвар», газете «Бизнес online» и других изданиях, в разные годы была экспертом и отборщиком национального театрального фестиваля «Золотая маска», петербургской театральной премии "Прорыв", красноярского краевого смотра "Театральная весна" и других фестивалей и конкурсов. Ридер драматургических программ и конкурсов "Первая читка", "Stories", "Asyl", "Ремарка", "Ничья" и других. Живёт в Петербурге.

Алексей Логачев, режиссер. С июля 2020 - главный режиссер Нижегородского Театра Юного Зрителя. Окончил режиссерский факультет Российской Академии Театрального Искусства – ГИТИС, Мастерской Е.Б. Каменьковича и Д.А. Крымова. Спектакли становились лауреатами различных театральных фестивалей. В качестве организатора участвовал в проведении нескольких лабораторий “Кулибинка” в Нижегородском ТЮЗе ,“Четвертая Высота” в Саратовском ТЮЗе и лаборатории “С Пушкиным на дружеской ноге” в Алтайском Краевом Театре Драмы им. В.М. Шукшина.

Ярослава Пулинович, драматург, сценарист. Окончила Екатеринбургский Театральный Институт (мастер - Николай Коляда). Ее пьесы идут в Англии, США, Польше, Румынии, Болгарии и во многих театрах России. Лауреат премий «Голос поколения», «Дебют», «Евразия», «Новая пьеса» (в рамках «Золотой маски»), «Арлекин», «Текстура», «Долг. Честь. Достоинство» и др. По версии газеты «Moscow times», пьеса «Наташина мечта» входит в десятку лучших русских пьес начала ХХI-го века. Фильм «Я не вернусь», снятый по ее сценарию, удостоился специального упоминания на фестивале Трайбека 2014 в Нью-Йорке, а также получил главный приз фестиваля Film by the Sea (Влиссинген, Нидерланды, 2014 год). На Международном Кинофестивале фильмов о правах человека «Сталкер» (Москва, 2014 год) сценарий «Я не вернусь» получил приз имени драматурга Валерия Фрида за лучший сценарий.

Наталья Санникова, переводчик, руководитель Театральной платформы Ельцин Центра «В Центре». Окончила Уральский государственный университет, стажировалась в Университете города Фрибурга (Швейцария). Перевела на русский язык пьесы Лагарса, Кольтеса, Беккета, Кроммелинка, Вишнека и других авторов. Дважды лауреат фестиваля лучших спектаклей Свердловской области «Браво!» в номинации «Проект года». Лаурет премии Ассоциации театральных критиков за новый перевод пьесы «Конец игры» С. Беккета. Работала ридером в драматургических конкурсах «Любимовка», «Первая читка».

Александрина Шаклеева, театральный критик, автор телеграм-канала «Мама, какая драма», заместитель руководителя по творческой работе в Молодежном театральном центре «Космос» (Тюмень). Публикуется в Петербургском театральном журнале, блоге ПТЖ, журналах «Около», «Письма из театра», газете «Экран и сцена», на порталах «Летающий критик», «Ревизор.ру» и в других СМИ. Работала ридером в драматургических конкурсах «Первая читка», «Ремарка».

В начале мая эксперты сформируют лонг-, а затем и шорт-лист, на основе которого жюри определит победителей.

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ ПЬЕС ОБ ЭПОХЕ 1990-х «ЗАЧЕМ Я ЭТО ПОМНЮ»

1. Общие положения

1.1. Конкурс пьес «Зачем я это помню» (далее — Конкурс) проводится Фондом «Президентский центр Б.Н. Ельцина» (Ельцин Центр).

1.2. Конкурс проводится в целях осмысления эпохи 90-х, повышения интереса к важному для России историческому периоду посредством создания произведений талантливыми русскоязычными драматургами, способными участвовать в формировании общественного мнения.

1.3. В Конкурсе участвуют пьесы, тематически связанные с эпохой 90-х (далее – пьесы, Конкурсные работы). Инсценировки произведений на Конкурс не принимаются.

1.4. Участникам Конкурса предоставляется доступ в экспозицию Музея Бориса Ельцина, к архивным документам и к музейной коллекции для более глубокого исследования эпохи 90-х. Доступ осуществляется с предварительного согласования с администрацией Музея.

1.5. Сроки приема пьес: с 1 марта по 30 апреля 2021 года, включительно.

1.6. Церемония награждения и читки пьес-победителя и призеров Конкурса проводятся в мае 2021 года.

2. Оргкомитет Конкурса

2.1. Для непосредственного осуществления мероприятий по организации и проведению Конкурса образуется Организационный комитет Конкурса (далее — Оргкомитет).

2.2. Оргкомитет Конкурса осуществляет следующие полномочия:

  • обеспечивает организационное и информационное сопровождение Конкурсных мероприятий;
  • организует прием заявок участников Конкурса; осуществляет взаимодействие с участниками Конкурса;
  • утверждает список отборщиков из числа театральных критиков и режиссеров;
  • обеспечивает опубликование результатов Конкурса, проведение церемонии награждения победителя и призеров Конкурса и дальнейшую работу с пьесами -победителя и призеров Конкурса.

Выбор победителя и призеров Конкурса осуществляет Жюри. Критерии оценки Конкурсных работ Жюри определяет самостоятельно.

В случае если Конкурсные работы набрали равное количество голосов, победителя и призеров определяет Председатель Жюри.

Объявление победителя и призеров Конкурса производится не позднее 31 мая 2021 года включительно путем размещения соответствующей информации на сайте Организатора https://yeltsin.ru/.

3. Жюри Конкурса

3.1. Жюри формируется Оргкомитетом Конкурса из ведущих театральных критиков и режиссеров, общественных деятелей, представителей Ельцин Центра.

3.2. Состав Жюри Конкурса обнародуется не позднее 30 марта 2021 года на сайте Организатора https://yeltsin.ru/.

СОСТАВ ЖЮРИ КОНКУРСА ПЬЕС ОБ ЭПОХЕ 1990-х «ЗАЧЕМ Я ЭТО ПОМНЮ»

Александр Архангельский, писатель, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. В прошлом — автор и ведущий телевизионных программ «Против течения», «Хронограф», «Тем временем». Автор научных и научно-популярных книг «Стихотворная повесть А. С. Пушкина „Медный Всадник“» (1990), «Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии» (1999), «Путеводитель по классике» (2018), сборников литературно-критических («У парадного подъезда», 1991), публицистических статей. Автор книг прозы «1962. Послание к Тимофею» (последнее издание — 2008), «Цена отсечения» (2008), «Бюро проверки» (2018), биографической серии «Счастливая жизнь». Книга «Александр I» выдержала несколько изданий в России, переведена на французский и китайский языки. Автор школьных учебников, фильмов «Фабрика памяти: библиотеки мира», «Отдел», «Жара», «Интеллигент. Виссарион Белинский», «Изгнанник. Александр Герцен» и др. Лауреат премий ТЭФИ, «Большая книга» и др.

Марина Давыдова, театральный критик, историк театра, продюсер. С отличием окончила театроведческий факультет Российского института театрального искусства (ГИТИС / РАТИ) в 1988 году. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Природа театральности английской постренессансной трагедии» и работала в качестве старшего научного сотрудника в Государственном институте искусствознания. Также читала ряд курсов по истории западноевропейского театра в различных институтах и проводила мастер-классы по театральной критике в Российском Государственном Гуманитарном Университете. Автор монографий «Конец театральной эпохи» (2005 г.) и «Культура ZERO» (2017 г.), анализирующих последние двадцать лет истории российского театра. Автор и редактор книги «История западноевропейского театра со времен Возрождения до конца XIX века» (глава «Театр эпохи Возрождения»). В течение многих лет была театральным обозревателем старейшей российской газеты «Известия». В настоящее время главный редактор журнала «Театр», художественный руководитель фестиваля NET в Москве, обозреватель Colta.ru. В 2016 году была программным директором фестиваля Wiener Festwochen, а сейчас занимается консультированием фестиваля. Лауреат многих премий театральной критики, в том числе Премии Станиславского за лучшую книгу 2005 года и Премии Союза журналистов России как лучший театральный обозреватель (2007). В январе 2017 года в берлинском театре Hebbel am Ufer состоялась премьера спектакля Eternal Russia, где Марина Давыдова выступила как режиссер и автор идеи и текстов. Спектакль получил много положительных отзывов в немецких и российских СМИ, был включен в основную программу BITEF-2018 и получил специальный приз международного жюри на BITEF-2018. В апреле 2019 года в Thalia Theater в Гамбурге состоялась премьера второго спектакля «Checkpoint Woodstock», где Марина Давыдова выступила как автор и режиссер. Спектакль Марины Давыдовой “Trance” стал частью международного проекта Die Neuen Todsunden, премьера которого состоялась в Karlsruhe Schauspielhaus в октябре 2020 года. В ноябре 2020 года она задумала и поставила свой первый спектакль в России — «Умаление мира».

Виктор Рыжаков, режиссер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Профессор школы-студии МХАТ. Руководитель фестиваля имени А.М. Володина. Сотрудничает с театрами в России и за рубежом (Мастерская Фоменко, БДТ им. Г.А.Товстоногова, МХТ им. А.П.Чехова, Александринский театр и др.) Участник и руководитель многочисленных научно-практических конференций, симпозиумов и лабораторий. С 2020 года — художественный руководитель Московского театра «Современник». Лауреат премий: Станиславского, «Золотой маски», международного фестиваля «Контакт» ( Польша) «Новая драма»; «POST» (Венгрия), лауреат премии Олега Табакова, премии Михаила Царева и др.

Николай Сванидзе, журналист, историк, общественный деятель, ведущий ряда программ на российском телевидении и радио. Профессор и директор Института массмедиа РГГУ. Член бюро Союза журналистов Москвы. Входит в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Член Общественного совета Российского еврейского конгресса. Пятикратный лауреат премии ТЭФИ в разных номинациях Награжден Орденом за личное мужество (1994г.) и Орденом Почёта (2001 г.). Награжден медалью Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Спешите делать добро» (2007 г.).

Людмила Телень. Закончила факультет журналистики МГУ. С 1990 года в течение 15 лет работала в одной из самых популярных газет того времени – еженедельнике «Московские новости», прошла путь от парламентского корреспондента до первого заместителя главного редактора. Позже работала главным редактором журнала «Большая политика», главным редактором сайта Радио Свобода, главным редактором газеты «Совершенно секретно». Вела авторские программы на радио и телевидении. С 2014 года – первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина. С 2010 года – профессор Высшей школы экономики. Заслуженный работник культуры РФ, удостоена звания «Золотое перо России». Автор нескольких книг.

Алексей Федорченко, кинорежиссер, сценарист, продюсер кинокомпании «29 февраля». Всемирную известность получил после выхода картины «Первые на луне», которая в 2005 году победила в программе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля. В 2010 году в конкурсе Венеции картина Федорченко «Овсянки» получила пять наград, в том числе - приз ФИПРЕССИ и приз за лучшую операторскую работу. Совет католических епископов признал "Овсянки" самым духовным фильмом года. Мировая премьера следующей картины «Небесные жены луговых мари» состоялась на Римском кинофестивале, где Федорченко получил почетное звание "Марк Аврелий будущего". В 2014 году на «Кинотавре» был представлен фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции», который был отмечен призом за лучшую режиссерскую работу. Фильм "Война Анны" (2018) стал лучшим фильмом по версии трех главных кинопремий России - Золотого орла, Ники и Белого слона. Алексей является членом Европейской и Азиатско-Тихоокеанской киноакадемий.

4. Требования к участникам Конкурса

4.1. В Конкурсе могут принимать участие драматурги, пишущие на русском языке, оформившие заявку на участие в Конкурсе надлежащим образом и в установленные сроки в соответствии с настоящим Положением. Участником Конкурса может быть только автор пьесы.

4.2. На Конкурс принимаются только новые произведения (не поставленные в профессиональных театрах и антрепризах).

4.3. Присылая пьесу на Конкурс, Участник соглашается с условием, что при постановке или издании (в печатном или цифровом виде) обязательно указание на то, что пьеса является (в зависимости от результатов Конкурса) победителем/призером либо пьесой, вошедшей в шорт-лист/лонг-лист Конкурса.

4.4. Присылая пьесу на Конкурс, Участник соглашается с условием, что в случае присуждения его пьесе 1 (первого) места на Конкурсе финансовое вознаграждение из Призового фонда является гарантией передачи исключительного права на пьесу в полном объеме Ельцин Центру сроком на 6 (шесть) месяцев с момента объявления результатов Конкурса (до заключения договора о постановке пьесы в Ельцин Центре).

5. Порядок подачи Конкурсных заявок

5.1. Прием произведений на Конкурс осуществляется только в электронном виде с 01 марта по 30 апреля 2021 года, включительно.

5.2. Конкурсные заявки могут быть поданы посредством электронной почты на адрес: konkurspies@ycenter.ru

5.3. В теле письма обязательно должны быть указаны ФИО автора, его возраст, место проживания, контактный телефон.

5.4. К письму должен быть прикреплён файл с пьесой в формате «Word».

5.5. Участник, не предоставивший сведений, либо предоставивший неполные сведения, указанные в настоящем Положении, к участию в Конкурсе не допускается.

5.6. Конкурсные работы, присланные на Конкурс, не возвращаются и не рецензируются.

6. Порядок проведения Конкурса, объявления и награждения победителя и призеров

6.4. Победителю и призерам Конкурса вручаются дипломы с символикой Конкурса.

6.5. По итогам Конкурса проводится публичная читка трёх пьес - победителя и призеров Конкурса.

6.6. Церемония награждения победителя и призеров проводится в Ельцин Центре. Точная информация о дате и времени проведения церемонии награждения размещается на сайте Организатора https://yeltsin.ru/.

6.7. Организатор Конкурса обеспечивает (при необходимости) победителю и призерам Конкурса проезд от места жительства до города Екатеринбурга и обратно, а также проживание в городе Екатеринбурге на период проведения церемонии награждения.

7. Призовой фонд

7.1. Пьеса, получившая в Конкурсе первое место, будет поставлена в Ельцин Центре осенью 2021 года.

7.2 Призовой фонд составляет 100 000 рублей.

Первое место: 50 000 рублей.

Второе место: 30 000 рублей.

Третье место: 20 000 рублей.

7.3. Выплаты победителю и призерам осуществляются путем безналичного перечисления денежных средств в срок, не превышающий 30 (тридцати) календарных дней с момента объявления результатов Конкурса.

Заключительные положения

8.1. Участие в Конкурсе (факт предоставления Конкурсных работ на Конкурс) означает:

8.1.1. полное и безоговорочное принятие Участником установленных Организатором условий и правил проведения Конкурса и согласие с установленными Организатором требованиями к участию в Конкурсе;

8.1.2. принятие Участником обязательств по соблюдению установленных Организатором условий и правил проведения Конкурса;

8.1.3. согласие на хранение и обработку персональных данных Участников в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных;

8.1.4. согласие на использование Организатором представленных на Конкурс Конкурсных работ в уставных целях.

8.2. Решения Жюри являются окончательными и пересмотру не подлежат.

8.3. Организатор Конкурса не комментирует основания и причины принятия решений жюри.

8.4. Организатор не несет ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств, явившееся результатом сбоев в телекоммуникационных и энергетических сетях, действий вредоносных программ, а также недобросовестных действий третьих лиц, направленных на несанкционированный доступ и/или выведение из строя программного и/или аппаратного комплекса Организатора.

8.5. Организатор Конкурса оставляет за собой право вносить изменения в правила проведения Конкурса.

9. Контакты

По общим вопросам:

Санникова Наталья Владимировна, руководитель Театральной платформы Ельцин Центра sannikova@ycenter.ru

Максим Шкурин, администратор Театральной платформы Ельцин Центра shkurin@ycenter.ru

По вопросу доступа к экспозиции и к архивам Музея Бориса Ельцина: Марина Соколовская, руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина sokolovskaja@ycenter.ru

Контактный телефон: +7 (343) 312-43-43

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.