Театральная платформа «В Центре» специально к 90-летию Бориса Ельцина подготовила интерактивный мультимедийный спектакль «Зачем я это помню», декорацией к которому стала значительная часть экспозиции Музея первого президента России.
К участию в проекте были приглашены пять авторов — поэтов и драматургов уральской школы: Сергей Ермолин, Маша Конторович, Алексей Синяев, Александр Вавилов и Егана Джаббарова. Все они молодые люди, родившиеся в 90-е, и у них нет собственного, взрослого опыта выживания, лишь сумбурные воспоминания детства, на которые наслаивается отношение тех, кто их окружал в это время.
Каждый из них по-своему ответил на вопрос: «Зачем я это помню?». Режиссер Дмитрий Зимин собрал их исследования в единое театральное действо, чтобы зритель — и он же участник — смог определиться с тем, что он сам помнит и думает о 90-х.
В помощь каждому участнику — вся экспозиция музея, которая рассказывает, а чаще напоминает о том, что происходило в это стремительное, насыщенное переменами время.
Чтобы попасть в историю, зрителям необходимы приложение по считыванию QR-кодов и популярный мессенджер Telegram.
По замыслу Дмитрия Зимина, режиссёра хорошо знакомого театральным завсегдатаям Ельцин Центра, прогуляться по 90-м приглашает телеграм-бот: искусственный интеллект, не склонный к ностальгии, но обладающий максимально объективной картиной мира, собранной из частных воспоминаний в гигантскую BigData, которая коррелирует с представленными в музее документами, свидетельствами, хроникой и артефактами.
В самом начале рассказчик признается: «Я — бот. И меня не было в 1991 году». Однако бот очень бодро подсказывает маршрут и ведёт за собой зрителей. Маршрут пролегает через залы музея. Каждый — живая иллюстрация к рассказу. И надо успеть в них погрузиться, чтобы рассказ бота стал достоверным дополнением к эпохе.
В «Дне первом» музейной экспозиции среди телеграмм в поддержку Ельцина, вышедшего из партии на XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года, начинается первая история — драматурга Сергея Ермолина: #оважном. Он не только приводит в пример реальные телеграммы от реальных людей того времени, но и рассказывает, чем были телеграммы в жизни каждого, тогда ещё советского человека. Это целая культура передачи необходимой информации с привычными сокращениями, заменой знаков препинания и даже стоимостью каждой буквы. Некоторые тексты действительно ставили в тупик, и адресаты недоумевали, о чём идёт речь в тексте, но всё же большинство к зрелому возрасту вполне осваивало сухой язык телеграмм и справлялось с прочтением. Не были исключением и телеграммы, которые простые люди отправляли в поддержку Борису Николаевичу, — ведь их принимали те же почтовые операторы, виртуозно владевшие языком телетайпов:
Г МОСКВА КРЕМЛЬ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
ЕЛЬЦИНУ БОРИСУ НИКОЛАЕВИЧУ
ВОСХИЩАЮСЬ ПОТРЯСЕНА ВАШИМ МУЖЕСТВОМ И ВЫХОДОМ ИЗ
КПСС ПОДДЕРЖИВАЮ ВСЕ ВАШИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЖЕЛАЮ ВАМ
СИБИРСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВЫСТОЯТЬ ПРИ ВСЕХ НЕВЗГОДАХ И
ПОДНЯТЬ РОССИЮ НА УРОВЕНЬ ЕВРОПЕЙСКИХ ДЕРЖАВ С УВАЖЕНИЕМ
ЛАКТИОНОВА МАТЬ ТРОИХ ДЕТЕЙ ОДИНОЧКА СТАРШЕГО СЫНА
РОДИНА МАТЬ 10 МЕСЯЦЕВ НАЗАД ОТДАЛА В ЦИНКОВОМ ГРОБУ
МУРМАНСК ХЛОБЫСТОВА 33–24 ЛАКТИОНОВА
Ни точек, ни запятых, но всё предельно ясно, строго и убедительно. Становится понятно, что такие телеграммы вдохновляли политика не сворачивать с избранного пути.
В следующем зале — самый большой экспонат музея: настоящий московский троллейбус. В таком троллейбусе Борис Ельцин перемещался в часы пик, чтобы на себе прочувствовать, что испытывают москвичи, отправляясь утром на работу.
Все знали: троллейбус настолько ловок,
Что вместо троллейбусных остановок
Стоит на своём. На твоём. На вашем.
Отзывчив, улыбчив, но в гневе страшен…
Поэтический рассказ Александра Вавилова о #зиу9 сопровождается романтической, всем знакомой с детства, балладой о синем троллейбусе Булата Окуджавы.
К детству апеллируют и трогательные воспоминания драматурга Маши Конторович — #напамять. В экспозиции о новом российском телевидении бот-экскурсовод рассказывает о том, как мама Маши смотрела «Богатые тоже плачут». И о том, как Маша мечтала попасть на передачу «Поле чудес». А также о том, как дедушка залипал над телевизионными новостями, качал головой и произносил одно единственное слово — «жуть!».
Мирное машино детство прерывается переходом в музейное пространство, рассказывающее о Первой чеченской кампании. Свою часть — #безвойны — Егана Джаббарова посвятила детским сочинениям чеченских школьников в годы войны.
…в подвал приходили женщины, старики и дети, во двор попала ракета.
…на нашей улице снарядом убило 13 человек.
…наши родители боялись за нас, а мы за них.
…в каждой семье есть раненые и погибшие.
…мы не хотим войны, мы хотим мира, не пропускать программу «Вести»
…я не хочу войну, чтобы гибли люди, рушились дома, дети оставались сиротами.
…я хочу мира всей планете, видеть счастливые улыбки, пусть никогда больше не будет войны.
…когда мы приехали в Грозный, мы не узнали его, совсем не узнали.
Спектакль завершается фантасмагорической историей, написанной драматургом Алексеем Синяевым — #освободе. В зале Свободы пять интерактивных колонн транслируют мнения известных людей — писателей, артистов, спортсменов, политиков и общественных деятелей — о свободе. Там же, в зале Свободы, находятся звукозаписывающие студии, где любой посетитель музея может записать собственные мысли о свободе, о том, как он её понимает, и насколько она важна для него. Герой Алексея Синяева — молодой мужчина из Алапаевска тоже хочет записать свои мысли в студии. У него не получается высказаться оригинально: всё, что он говорит, — банально и невыразительно. Он храбрится, подбадривает себя, но в то же время ощущает собственную несостоятельность. И даже угроза физической расправы не делает его ум острее. В результате мысленных потуг герой признаёт, что его личная свобода сводится к очень простым и понятным вещам: свобода — это ехать, куда хочу, говорить, что хочу, и делать, что хочу.
У кого-то это вызывает смех, у кого-то сочувствие. Однако это заставляет зрителя задуматься, что лично для него значит понятие свободы. И готов ли он чем-то жертвовать ради неё.
«Зачем я это помню» — не первый спектакль, который играют в экспозиции музея. В 2020 году Театральная платформа «В Центре» возобновила спектакль-променад «Карусель» в постановке Александра Кудряшова — историю любви молодых людей на фоне исторических событий.