«Взломанный» — о неумении оставаться наедине с собой

9 февраля 2021 г.Татьяна Филиппова
«Взломанный» — о неумении оставаться наедине с собой

Новый спектакль Театральной платформы «В Центре» по пьесе уральского драматурга Алексея Синяева в постановке Дмитрия Зимина «Взломанный» из премьерных перешёл в разряд репертуарных и идёт при аншлаге. Ближайший показ — 23 февраля (билеты).

Зрители были готовы не только сидеть, но и стоять, чтобы услышать монолог героя о нелегком, но неожиданно актуальном сегодня выборе: погибнуть одному или утащить за собой ни в чём не повинных, непосвящённых и от этого кажущихся равнодушными, живущих по соседству людей.

Это последнее решение принимает блогер Экст в прямом эфире. Он обращается к своим подписчикам с исповедальной искренностью. Вспоминая истории, связанные с отцом, который ушёл из жизни, главный герой не может принять его смерть и примириться с ней. Ему кажется, он не отдал должного отцу при жизни: не помог, не согрел, не поговорил о чём-то важном, не оправдал ожиданий. Собственно, зритель и видит прощальную исповедь героя. По сути это моноспектакль с мощным видеосопровождением, в котором оживают за спиной Экста отец, брат, друг, любимая собака.

Экста блестяще сыграл Игорь Кожевин, артист свердловского Театра драмы. Он говорит, что с момента читки пьесы в феврале в стенах Ельцин Центра и до премьеры 21 октября прошла целая жизнь в смысле принятия и оправдания своего героя.

Подобное пережили многие: пандемия, полная неопределённость, потери, вынужденное одиночество и общее ощущение несвободы. Может быть, поэтому спектакль сегодня особенно актуален. Наши дома оказались непригодными для пребывания в них 24/7, и мы не были готовы к тому, чтобы быть запертыми. Однако «Взломанный» — не о пандемии. Пандемия лишь добавила ему актуальности и нового смысла. Автор пьесы Алексей Синяев говорит, что его вахты на севере были ничем не лучше сегодняшней изоляции. Именно там он задумал свою пьесу.

Его герой живёт в необжитой «однушке». Это квартира-студия, где пишутся эфиры. Перед ним — микрофон и видеокамера. Изображение транслируется на стену, и мы видим весь спектр переживаний, которые происходят с главным героем. Он подавлен, растерян, его речь бессвязна, воспоминания хаотичны. Но постепенно он приходит в себя, набирается решимости, потому что уже принял решение о собственном уходе. Накануне он заключил договор с некими невидимыми экстремистами, которые подогревают самоубийц. Они хотят, чтобы в смерть одного маленького человека было вовлечено как можно больше обычных людей. Весь последний в своей жизни эфир Экст принимает решение о том, состоится ли это публичное самоубийство и станет ли оно убийством тех, кто живёт рядом — в одном доме, подъезде, на одной лестничной площадке с ним.

Экст — обычный парень: небритый, невзрачный, в нелепой шапке, которую не снимает даже дома, бесформенной кофте с капюшоном, тренировочных штанах. Поначалу он не вызывает ни симпатии, ни сочувствия. Но по мере озвученных им воспоминаний возникает острое чувство жалости к нему, его никчёмности и беспросветному существованию. У него нет будущего — только прошлое, которое цепляет и ранит его. Он будто ещё больше расковыривает свои раны в ожидании катарсиса, которого не происходит. Или происходит, но уже по его собственному сценарию. Он погибает, но, к досаде своих анонимных нанимателей, никого не забирает с собой.

В 2019 году пьеса «Взломанный» заняла третье место на конкурсе «Кульминация». В 2020 году вошла в программу фестиваля «Кинопроба», благодаря своему видеосопровождению, которое полноценно заменило и декорации к спектаклю, и существование других героев.

Автор пьесы родом из маленького шахтерского городка Кизел. Переехал в Екатеринбург в 2006 году, играл в КВН, писал для команды Горного университета шутки. Отслужил в армии, где начал много читать. Поступил в Театральный институт на курс Николая Коляды.

В 2017-м не стало отца. Алексей признаётся, что тяжело переживал его уход, и пьеса об отношениях с ним стала для него своеобразной терапией.

— Я снова и снова переживал эту ситуацию. Не работал, замкнулся в себе. История была слишком личной, чтобы о ней писать. Целый год собирался мыслями. Потом оказался на фестивале «Любимовка», где Борис Никитин (театральный педагог, режиссер и драматург, работающий в жанре документального театра — ред.) в рамках мастер-класса рассказал о болезни отца, о том, как развивалась ситуация и менялись отношения. Меня словно прорвало: я понял, что можно писать о больном и личном. И текст сложился в голове очень быстро. Пьесу уже ставили в Тильзит-театре, я и тогда очень сильно волновался. И хотя на сцене не совсем я, всё же это очень личная история. Я никак не участвовал в процессе постановки в Ельцин Центре, полностью доверился Диме Зимину. Он профессиональный режиссер со своим особым видением. Теперь понимаю, что был прав — всё получилось прекрасно. Драматург написал текст, сказал то, что хотел сказать, а дальше уже территория режиссера. Это нормально.

Режиссёр спектакля Дмитрий Зимин считает, что реалии сегодняшнего дня лишь обострили тему спектакля.

— Это тема потери, незаживающей раны. Герой пытается понять, как с этим жить. Конечно, проще жить «на автомате» — не задумываться, не расковыривать, не скорбеть. Так многие и делают. Но нашего героя эта память догоняет, он постоянно наедине с собой пытается осмыслить прошлое, понять, почему и зачем в его жизни происходили те или иные события. Когда в феврале мы делали эскиз к пьесе, уже было немного не по себе. Сегодня, через несколько месяцев карантина, тема одиночества в пьесе звучит ещё страшнее.

В рецензиях на спектакль две темы слышны особенно остро: отчаяние и одиночество — и неумение сосуществовать рядом с самыми близкими людьми.

«Темы одиночества в Сети и непростых отношений с отцом сплетаются воедино, образуя целый ряд вопросов, на которые Экст не дает ответа, — это поле для размышлений всецело принадлежит зрителю. Возможно, этот зритель в чем-то похож на героя спектакля — ищет спасение от одиночества в иллюзиях, заполняет внутреннюю пустоту воспоминаниями, не находит в себе сил смотреть вперед, потому что уверен: будущее заведомо проиграет прошлому. И отказывается от будущего, чтобы навсегда остаться лучшей версией себя», — пишет «Культура Екатеринбурга» в рецензии на спектакль.

Разве не об этом же блистательный фильм Сергея Ливнева «Ван Гоги», премьера которого прошла в Ельцин Центре в 2019 году. Отец (Даниэль Ольбрыхский) уходит, не оставив сыну (Алексею Серебрякову) ни единого шанса разобраться в отношениях с ним. Тема остаётся актуальной и сегодня, это не просто проблема отцов и детей, у которых нет общности. Люди одиноки в семье, коллективе, обществе.

Пандемия, карантин, самоизоляция усугубили наше неумение оставаться наедине с собой. Сеть не решает проблему одиночества. И тысячи подписчиков не спасают одного единственного человека от беды.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.