Новый спектакль Театральной платформы «В Центре» по пьесе уральского драматурга Алексея Синяева в постановке Дмитрия Зимина «Взломанный» из премьерных перешёл в разряд репертуарных и идёт при аншлаге. Ближайший показ — 23 февраля (билеты).
Зрители были готовы не только сидеть, но и стоять, чтобы услышать монолог героя о нелегком, но неожиданно актуальном сегодня выборе: погибнуть одному или утащить за собой ни в чём не повинных, непосвящённых и от этого кажущихся равнодушными, живущих по соседству людей.
Это последнее решение принимает блогер Экст в прямом эфире. Он обращается к своим подписчикам с исповедальной искренностью. Вспоминая истории, связанные с отцом, который ушёл из жизни, главный герой не может принять его смерть и примириться с ней. Ему кажется, он не отдал должного отцу при жизни: не помог, не согрел, не поговорил о чём-то важном, не оправдал ожиданий. Собственно, зритель и видит прощальную исповедь героя. По сути это моноспектакль с мощным видеосопровождением, в котором оживают за спиной Экста отец, брат, друг, любимая собака.
Экста блестяще сыграл Игорь Кожевин, артист свердловского Театра драмы. Он говорит, что с момента читки пьесы в феврале в стенах Ельцин Центра и до премьеры 21 октября прошла целая жизнь в смысле принятия и оправдания своего героя.
Подобное пережили многие: пандемия, полная неопределённость, потери, вынужденное одиночество и общее ощущение несвободы. Может быть, поэтому спектакль сегодня особенно актуален. Наши дома оказались непригодными для пребывания в них 24/7, и мы не были готовы к тому, чтобы быть запертыми. Однако «Взломанный» — не о пандемии. Пандемия лишь добавила ему актуальности и нового смысла. Автор пьесы Алексей Синяев говорит, что его вахты на севере были ничем не лучше сегодняшней изоляции. Именно там он задумал свою пьесу.
Его герой живёт в необжитой «однушке». Это квартира-студия, где пишутся эфиры. Перед ним — микрофон и видеокамера. Изображение транслируется на стену, и мы видим весь спектр переживаний, которые происходят с главным героем. Он подавлен, растерян, его речь бессвязна, воспоминания хаотичны. Но постепенно он приходит в себя, набирается решимости, потому что уже принял решение о собственном уходе. Накануне он заключил договор с некими невидимыми экстремистами, которые подогревают самоубийц. Они хотят, чтобы в смерть одного маленького человека было вовлечено как можно больше обычных людей. Весь последний в своей жизни эфир Экст принимает решение о том, состоится ли это публичное самоубийство и станет ли оно убийством тех, кто живёт рядом — в одном доме, подъезде, на одной лестничной площадке с ним.
Экст — обычный парень: небритый, невзрачный, в нелепой шапке, которую не снимает даже дома, бесформенной кофте с капюшоном, тренировочных штанах. Поначалу он не вызывает ни симпатии, ни сочувствия. Но по мере озвученных им воспоминаний возникает острое чувство жалости к нему, его никчёмности и беспросветному существованию. У него нет будущего — только прошлое, которое цепляет и ранит его. Он будто ещё больше расковыривает свои раны в ожидании катарсиса, которого не происходит. Или происходит, но уже по его собственному сценарию. Он погибает, но, к досаде своих анонимных нанимателей, никого не забирает с собой.
В 2019 году пьеса «Взломанный» заняла третье место на конкурсе «Кульминация». В 2020 году вошла в программу фестиваля «Кинопроба», благодаря своему видеосопровождению, которое полноценно заменило и декорации к спектаклю, и существование других героев.
Автор пьесы родом из маленького шахтерского городка Кизел. Переехал в Екатеринбург в 2006 году, играл в КВН, писал для команды Горного университета шутки. Отслужил в армии, где начал много читать. Поступил в Театральный институт на курс Николая Коляды.
В 2017-м не стало отца. Алексей признаётся, что тяжело переживал его уход, и пьеса об отношениях с ним стала для него своеобразной терапией.
— Я снова и снова переживал эту ситуацию. Не работал, замкнулся в себе. История была слишком личной, чтобы о ней писать. Целый год собирался мыслями. Потом оказался на фестивале «Любимовка», где Борис Никитин (театральный педагог, режиссер и драматург, работающий в жанре документального театра — ред.) в рамках мастер-класса рассказал о болезни отца, о том, как развивалась ситуация и менялись отношения. Меня словно прорвало: я понял, что можно писать о больном и личном. И текст сложился в голове очень быстро. Пьесу уже ставили в Тильзит-театре, я и тогда очень сильно волновался. И хотя на сцене не совсем я, всё же это очень личная история. Я никак не участвовал в процессе постановки в Ельцин Центре, полностью доверился Диме Зимину. Он профессиональный режиссер со своим особым видением. Теперь понимаю, что был прав — всё получилось прекрасно. Драматург написал текст, сказал то, что хотел сказать, а дальше уже территория режиссера. Это нормально.
Режиссёр спектакля Дмитрий Зимин считает, что реалии сегодняшнего дня лишь обострили тему спектакля.
— Это тема потери, незаживающей раны. Герой пытается понять, как с этим жить. Конечно, проще жить «на автомате» — не задумываться, не расковыривать, не скорбеть. Так многие и делают. Но нашего героя эта память догоняет, он постоянно наедине с собой пытается осмыслить прошлое, понять, почему и зачем в его жизни происходили те или иные события. Когда в феврале мы делали эскиз к пьесе, уже было немного не по себе. Сегодня, через несколько месяцев карантина, тема одиночества в пьесе звучит ещё страшнее.
В рецензиях на спектакль две темы слышны особенно остро: отчаяние и одиночество — и неумение сосуществовать рядом с самыми близкими людьми.
«Темы одиночества в Сети и непростых отношений с отцом сплетаются воедино, образуя целый ряд вопросов, на которые Экст не дает ответа, — это поле для размышлений всецело принадлежит зрителю. Возможно, этот зритель в чем-то похож на героя спектакля — ищет спасение от одиночества в иллюзиях, заполняет внутреннюю пустоту воспоминаниями, не находит в себе сил смотреть вперед, потому что уверен: будущее заведомо проиграет прошлому. И отказывается от будущего, чтобы навсегда остаться лучшей версией себя», — пишет «Культура Екатеринбурга» в рецензии на спектакль.
Разве не об этом же блистательный фильм Сергея Ливнева «Ван Гоги», премьера которого прошла в Ельцин Центре в 2019 году. Отец (Даниэль Ольбрыхский) уходит, не оставив сыну (Алексею Серебрякову) ни единого шанса разобраться в отношениях с ним. Тема остаётся актуальной и сегодня, это не просто проблема отцов и детей, у которых нет общности. Люди одиноки в семье, коллективе, обществе.
Пандемия, карантин, самоизоляция усугубили наше неумение оставаться наедине с собой. Сеть не решает проблему одиночества. И тысячи подписчиков не спасают одного единственного человека от беды.