Показ документального фильма об андеграундном музыканте из Орла Константине Ступине состоялся в кино-конференц-зале Ельцин Центра 13 января. Представлять ленту «Ступа» в Екатеринбург прилетели режиссёр Кирилл Ненашев и один из героев — аранжировщик и музыкант последнего состава Константина Ступина Юра Карпиков.
Картина, премьера которой состоялась в прошлом месяце на фестивале АртДокФест, рассказывает про Константина Ступина (или просто Ступу) — рок-н-рольщика из Орла. Посмотреть его можно онлайн на сайте Nonfiction.film.
Константин Ступин увлёкся рок-н-роллом ещё в школьном возрасте, в последние годы существования СССР. В 90-е и 00-е годы он торчал, сидел в тюрьме, но, выходя из «системы» или заключения, снова занимался музыкой. В итоге слава пришла к нему. Но не музыкальная: он стал автором популярного мема: «Ты втираешь мне какую-то дичь».
Потом одну из его песен показали The Exploited — легендарные шотландцы признали Ступу лучшим панком в России, хотя сам он панком себя не считал.
Болезни, отрывы, дурдомы, записи альбомов, видеороликов и концерты сменяют друг друга. Во время съёмок фильма Ступа начинает записывать свой последний альбом в электричестве, а затем отправляется в первый в жизни музыкальный тур: Ярославль — Петербург — Москва. Полные залы. Костя уезжает в Орёл на несколько дней, но оттуда он уже не вернётся.
Сегодня на его канале более 70 млн просмотров, но Ступа об этом не узнает. Он навсегда остался настоящим андеграундным музыкантом, играющим в европейском стиле классического рок-н-ролла, панка и heavy metal, но прожившим русскую жизнь.
По словам Кирилла Ненашева, впервые он столкнулся с творчеством Ступы, когда оператор Никита Федченко скинул ему ссылку на видео «Пушистый хвост лисицы», которое к тому моменту уже набрало на YouTube больше 5 миллионов просмотров.
— Честно, тогда я не особо проникся. А потом на глаза попалась статья Дениса Бояринова на «Таких делах» «Панк или пропал», которая заинтересовала меня куда больше. Я слушал Ступу и не мог понять, каково это быть таким человеком, что это за феномен. Последним триггером стала песня «Холодный воздух» — я переслушал её за ночь бессчётное количество раз, и стал пытаться договориться о съёмках.
По словам режиссёра, сделать это было непросто — на тот момент герой находился в лечебнице для душевнобольных.
— У него был ВИЧ, и когда он попадал с каким-то диагнозом в больницу, почему-то его всегда отправляли в дурдом. Ребята, которые помогали Косте — его продюсер Денис Греков и Павел Калинин, — сначала не хотели его к нам отпускать, а потом мы сошлись на том, что единственный выход для съёмок — это забрать его к себе, как только его выпишут.
— Когда мы встретились впервые, — продолжает Кирилл Ненашев, — мы быстро нашли общий язык. Костя придумал «смешную» концепцию: пока мы будем ехать до вокзала, он расскажет о себе самое главное, потом мы поднимемся на мост — его зрители видели в начале фильма — и он с него спрыгнет, сделает сальто и разобьётся. И будет такая короткометражка. К счастью, все пошло не так, как сказал Костя — мы поехали в Москву и в поезде задружились, что очень помогло в съёмках фильма. А дальше появился Юра.
По словам Юрия Карпикова, его заочное знакомство с Константином Ступиным состоялось в 2015-м году, когда он начал работать над записью его песни «Грустный удар». В мае 2016 музыканты встретились лично, уже не по телефону, сделали концерт, и тогда было решено записывать электрический альбом, работа над которым стала одной из сквозных линий документального фильма.
— Я знал, что какой-то режиссёр будет снимать фильм. Денис Греков меня попросил посмотреть в случае чего за Ступой, потому что Ступа в плане употребления спиртных напитков и не только был нестабилен. Но я не относился к съёмкам фильма как к съёмкам — мы не только делали кино, но и прекрасно проводили время. Костя — крутой, неординарный и невероятно позитивный человек, не только замечательный музыкант.
По словам Кирилла Ненашева, Ступа стал известной фигурой на YouTube начиная с 2014 года. Эта известность помогала собирать деньги через краудфандинг и на запись всех альбомов, и на работу над фильмом — 200 000 рублей на постпродакшн были собраны поклонниками Константина Ступина за считанные дни.
Ступа стал своего рода легендой ещё при жизни. Один из зрителей фильма, переехавший в Екатеринбург из Орла, рассказал после показа фильма историю:
— В 2015 году мой друг, который живёт в том же окраинном микрорайоне, где жил Ступин, вышел в два часа ночи из ночного клуба. Подходит к нему алкаш с разбитым носом и говорит: мол, аптека за углом, а мне там боярышник не продают, поможешь? Друг купил две «боярки», а потом Ступа всю ночь играл у него на кухне на акустической гитаре рок-н-ролл. Потом я ехал из Ростова в Орёл и где-то на трассе взял автостопщика. Когда тот узнал, что я из Орла, первое, что произнёс, была фамилия «Ступин». И аналогичная история произошла в этом году на Таганае. Для многих Орёл ассоциируется с Костей Ступиным, и это интересный феномен.
— Куда ни приезжаешь, говоришь «Константин Ступин» — и в любой компании, даже академической, один-два человека из десяти его знают, — подтвердил слова зрителя Кирилл Ненашев. — Жалко, что это случилось достаточно поздно в его жизни. И к сожалению, большинство людей узнало о нем после смерти, Количество подписчиков на его канале после его ухода выросло в два раза, и наверное, в том, что о таких людях, как Ступа, узнают в России уже после смерти, есть какая-то закономерность.
По словам режиссёра, большую часть своей жизни — почти 25 лет — его герой провёл во «внутренних девяностых»: с алкоголем, наркотиками, недолгими отсидками, безнадёжными диагнозами.
— Он давно хотел от этого избавиться и заниматься только музыкой. В свой второй приезд в Москву — он сам попросил приехать, чтобы не пить и не торчать, — он ничего не употреблял, хотя за ним никто на этот счёт особо не следил. Ему всё это просто надоело, а музыка не надоела, и заниматься он хотел только ей. Но 25 лет такой жизни не давали взять и бросить что-то окончательно.
В финальных титрах фильма есть фраза Константина Ступина: «Лишь забвение даёт истинную гибель».
— Пока мы смотрим Костю и слушаем его музыку, он жив, — уверен Кирилл Ненашев.