Родченко и Лагранж: мастерство выбрать ракурс

25 марта 2022 г.Михаил Лузин
Родченко и Лагранж: мастерство выбрать ракурс

В Арт-галерее Ельцин Центра одновременно открылись выставки работ двух выдающихся советских фотографов Александра Родченко (18911956) и Владимира Лагранжа (19392022). На их черно-белых снимках раскрывается вся история Советского Союза, за исключением военных лет.

Работы Александра Родченко из коллекции фонда Still Art Foundation разместились на первом этаже Арт-галереи, а фотовыставка «Улицы Лагранжа» — на втором. Обе организованы Ельцин Центром совместно с галереей «Люмьер» и фондом Still Art Foundation и продлятся до 22 мая.

О замысле организаторов, о художниках и представленных здесь работах рассказал ведущий специалист Арт-галереи Ельцин Центра Роман Плотников.

Ракурсы Александр Родченко

Александр Родченко — один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плакатного, кино- и театрального дизайна.

Фотографировать он стал в 1924 году и почти сразу же начал экспериментировать. Исследователи выделяют несколько типичных «родченковских приёмов»:

— Съемка с непривычного ракурса (сверху вниз и снизу вверх).

— Диагональное построение композиции, задающее динамику и ритмичность кадру.

— Съемка детали и крупного плана.

— Применение двойной экспозиции.

— Тонкая работа со светотеневыми контрастами.

Творческий подход Родченко навсегда изменил историю этого вида искусства. Он повлиял не только на современников, но и определил развитие фотографии на десятилетия вперед.

Выставка Александра Родченко в Арт-галерее состоит из двух блоков. Первый блок — эксперименты. В нём представлено множество знаковых фотографий, ставших визитными карточками Родченко как новатора жанра. Например, кадр с диагональными тенями от лестницы храма Христа Спасителя. Или фото шестерёнок с первого московского автозавода АМО — благодаря удачно выбранному ракурсу, детали автомобильного механизма выглядят исполинскими.

В «Шествии спортивного общества „Динамо“ на Красной площади» и «Сборе на демонстрацию», использован фирменный приём съёмки сверху. В последней работе можно выделить два пласта — мы наблюдаем и за сбором жителей дома на демонстрацию, и за их соседями, наблюдающими сверху за формированием колонны. Ещё один известный пример экспериментов с ракурсом и воздушной перспективой — фотография пожарной лестницы, сделанная в 1925 году.

— В 1925 году Родченко ездил в Париж оформлять советский павильон на Всемирной выставке и привез оттуда фотоаппарат Kodak Vest Pocket, — рассказывает Роман Плотников историю появления кадра. — На этой камере размером с современный смартфон не надо было выстраивать экспозицию: перемотал кадр, нажал на кнопку затвора и снял. Именно с ней фотограф начал свои эксперименты с ракурсом. Пожарная лестница встроена в кадр таким образом, что напоминает железную дорогу — и взгляд зрителя как будто переходит из вертикальной плоскости в горизонтальную.

Творчество Родченко не раз становилось предметом официальной критики — за «чуждые новому коммунистическому государству эксперименты», «преклонение перед Западом» (в его работах видели влияние школы «Баухаус») и т. д. Художнику досталось и за ставшее культовым фото 1931 года «Пионер-трубач», снятое с нижнего ракурса, и даже за безобидные «Сосны в Пушкино». Автор парировал все обвинения — эксперимент состоит в том числе в переработке чужого опыта.

Второй и не менее важный блок выставки Родченко — сделанные им портреты. Некоторые из них известны каждому — фото Лили Брик, «кричащей» в приложенную ко рту ладонь-рупор, Осип Брик в очках, в один из окуляров которых вставлена аббревиатура «ЛЕФ», серия портретов Владимира Маяковского или кадр с матерью художника, ставший обложкой одного из номеров журнала «Советское кино».

Всего в экспозицию на первом этаже вошли 58 серебряно-желатиновых отпечатков из двух альбомов музейной серии портфолио, выпущенных тиражом 35 экземпляров в 1994–1997 годах. Они собраны под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера и отпечатаны с оригинальных негативов автора.

Улицы Владимира Лагранжа

На втором этаже Арт-галереи Ельцин Центра расположилась ретроспективная выставка «Улицы Лагранжа», составленная из работ важнейшего советского фотографа второй половины XX века Владимира Лагранжа — корреспондента ТАСС и ряда других крупных изданий, участника многочисленных конкурсов и выставок, обладателя профессиональных премий, медалей, призов и дипломов.

По мнению Романа Плотникова, работы двух классиков советской фотографии прекрасно дополняют друг друга — через них можно отследить, что происходило в стране в разные десятилетия её истории.

Внимательный взгляд увидит и определённую «зарифмованность» работ — глядя на спортсменов на Красной площади у Родченко и пионеров в той же локации у Лагранжа, можно уловить, что изменилось в атмосфере страны после Великой Отечественной войны и смерти Сталина. А ещё мы можем увидеть, как после войны фотографы возвращаются к экспериментам, которые начал Родченко.

Владимир Лагранж начал снимать в 1960-е годы, и в его работах этого периода видны лёгкость и жизнерадостность эпохи «оттепели», когда идеологическое давление государства ослабло. Именно в это время сделан один из хрестоматийных кадров — «Голуби над Кремлём» с выпускниками московских школ на Красной площади.

К этому же времени относятся портреты Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского и других культурных героев поколения, снятые в Лужниках на одном из поэтических вечеров. Или фото блока «ретро заграница» — Владимир Лагранж в составе группы «СССР — Франция» впервые выехал в Европу, где снял множество великолепных кадров, используя родченковские приёмы «диагоналей» и взгляда сверху.

— Сам Лагранж, комментируя свои работы 60-х годов, называл себя «детским фотографом»: в этих снимках сфокусировалась надежда на то, что дети могут вырасти в другой стране, свободной от тоталитарного давления, где есть простые человеческие радости, — рассказывает Роман Плотников.

В 1970-е Лагранж продолжал использовать приёмы 1960-х, но сфокусировался на более «приземлённых» темах. Его героями становились люди труда, а темами для сюжетов — сцены из деревенской жизни.

По работам 1970–1980-х годов можно отследить, как менялся интерес автора. Например, он начал снимать коммуналки. Эта тема для Лагранжа личная — он сам вырос в подобной квартире, а апофеозом серии стала фотография с козой на кухне, сделанная уже в 1990-е годы.

В 1980-е, после окончания войны в Афганистане, Владимир Лагранж снял серию кадров о выводе советских войск и о том, как война отразилась на прошедших её людях. Одно из самых знаменитых фото было сделано в госпитале — пустая кровать погибшего солдата. Фотограф был уверен, что это гораздо сильнее продемонстрирует абсурд войны, нежели демонстрация боевых действий.

На фотографиях, сделанных с 1990-го по 1994-й годы видно отношение Лагранжа к эпохе, кардинально поменявшей образа жизни, привычный для советского человека. Работая на французское издательство, автор документировал пустые полки в магазинах, митинги, барахолки и стриптиз-клубы. Подобный заказ Лагранжу не нравился. Проработав три или четыре года, он разочаровался, уехал в деревню и снимал преимущественно для самого себя.

В январе 2022 года Владимир Лагранж ушёл из жизни. Ретроспективная экспозиция в Ельцин Центре — первая его посмертная выставка, дань памяти великому фотохудожнику.

Более ста работ автора, начиная с 60-х и заканчивая 90-ми, позволят зрителю уловить перемены в настроениях сменяющих друг друга периодов истории. В экспозицию вошли как классические, знакомые каждому кадры: «Бабуля» (1961), «Вратарь» (1961), «Голуби мира» (1962), «Юные балерины» (1962), — так и менее известные работы. Выставка охватывает около сорока лет творчества Лагранжа и отражает развитие автора, влияние времени на его стиль, подачу и темы.

Самые знаковые фотографии обеих выставок размещены на сером фоне с текстом, под которым в формате куар-кода есть ссылка на аудиогид. Есть на выставке и фотографии, снабжённые только куар-кодами со ссылкой на аудиогид, без текста.

Выставки работают со вторника по воскресенье с 10:00 до 22:00. Они продлятся до 22 мая. Вход — по билету в Арт-галерею. Возрастное ограничение: 0+.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.