«Римские элегии» – от Проперция до наших дней

18 ноября 2021 г.Татьяна Филиппова
«Римские элегии» – от Проперция до наших дней

Театральная платформа «В Центре» 14 ноября представила очередную громкую премьеру – спектакль «Римские элегии» по текстам Проперция, Катулла и Елены Шварц в постановке Александра Плотникова.

На афише спектакля указано время восхода и захода солнца. Это не случайно. При панорамном остеклении с высоты пятого этажа город лежит как на ладони, и он –полноправный участник театрального действа. В центре импровизированной сцены любовное ложе – большая современная кровать, в которой иногда посредством телефонов общаются друг с другом влюбленные. Бесхитростно, незамысловато, как и полагается современным молодым людям. Гораздо больше смысла в их движениях, жестах и тех неоновых сообщениях на фоне погружающегося в сумерки города, которые переводят современность на древний, некогда существовавший язык.

Влюблённые то сходятся, то расходятся, выходят и растворяются в большом городе, страдают, выясняют отношения, пьют красное вино и пишут друг другу только им двоим понятные сообщения. Ещё один важный герой «Римских элегий» – время. Оно то останавливается, то уходит вперёд, то течёт нестерпимо медленно, возвращая ритм существования к реалиям Древнего Рима. И тогда даже короткие бессмысленные сообщения словно бы освещаются вечностью, незыблемостью того, что называется любовью. В спектакле нет откровенных постельных сцен, но много нежности и чувственности. Есть боль и страх потерять друг друга, значимость мига и неотвратимость вечности, на пороге которой находятся все влюблённые. Обыденное, человеческое здесь подсвечено поэзией самой высокой пробы.

В спектакле заняты актёры екатеринбургских театров Марина Гапченко, Виктория Семенова, Герман Варфоломеев и Ростислав Ганеев. Их голосами звучат прекрасные римские элегии. В современных влюблённых вселяются души римского поэта Проперция и его возлюбленной Кинфии, которую он любит, боготворит, ревнует. Для него мучителен каждый миг без неё. Но мы уже знаем их историю. Она уходит раньше него, он скорбит, и это рождает прекрасную поэзию. Кажется, их связь не прекращается и после смерти.

Спектакль тонкий, атмосферный, лишённый грубой обыденной телесности. В нём присутствуют не только краски и полутона, но даже запахи. Тончайшие ароматы провоцируют новые ассоциации, делают происходящее более насыщенным и реальным. Это заслуга художника-постановщика спектакля — Константина Соловьёва.

Накануне премьеры нам удалось поговорить с режиссёром «Римских элегий» Александром Плотниковым.

– Александр, почему вдруг вы обратились к Проперцию?

– У замечательного поэта Григория Дашевского прочитал стихотворение – перевод Проперция. Оно звучит в конце нашего спектакля. Я понял, что люблю Проперция. Именно это стихотворение, потому что Проперций очень разный. У меня возникло ощущение, что мы могли бы посмотреть на самих себя глазами древних римлян, взглянуть на современность, как на артефакт истории и посмотреть, что из этого получится. Какие смыслы сможем извлечь, что почувствовать. Для римлян это характерное ощущение, они уже живут в истории. Мы живём как будто на свалке. Тем, кто родился в 90-е, трудно понять, где они находятся. Попыток осмыслить это пространство и время, забросить себя максимально далеко, в максимально неподходящее время и столкнуть это. Впоследствии я написал несколько текстов, отталкиваясь от Проперция, тексты XXI века, которые звучат, взял тексты Елены Шварц, которые звучат от лица Кинфии, возлюбленной Проперция. Получилось три источника: Проперций – I век до н.э., Елена Шварц – ХХ век, и мои тексты, посвящённые моей жене и мне – XXI век. Всё это мы попытались связать в одно, найти в этом живую поэзию.

– Складывается ощущение, что в жизни римлян было больше смысла?

– Вполне возможно. Они как будто постоянно спрашивают себя, а мы не спрашиваем. Они задают себе вопросы, отвечают на них и живут в таком элегическом состоянии, в котором я тоже хотел бы жить. Это не значит, что надо всё время ходить на котурнах и изъясняться стихами. Можно посуду мыть и при этом чувствовать жизнь.

– На этом фоне уж очень неказисто выглядит переписка современных влюблённых?

– Она такая и есть сегодня. Мы показали её сознательно, потому что стихи Проперция, которые звучат в спектакле, это тоже переписка. Элегии – это письма к ней, которые Проперций мог бы ей отправить в WhatsApp или «ВКонтакт». Поэтому мы показали современную переписку, в которой люди пишут о том же, только на другом языке.

– К кому вы обращаетесь в своём спектакле?

– К моей жене. Она его обязательно увидит и поймёт, что адресовано именно ей. Спектакль уже существует сам по себе, живёт своей жизнью отдельно от нас. Он адресован всем, кто любит или не любит поэзию. Я был бы рад, если бы пришли люди, которые не любят стихи, и вдруг смогли бы их полюбить или взглянуть на них иначе.

– Вы могли бы коротко обозначить, почему надо обязательно посмотреть ваш спектакль?

– Он очень нетрадиционный. Это театр, использующий перформативные элементы. Он документальный, потому что в нём присутствует реальная переписка героев. Советую посмотреть его всем тем, кто задаёт себе вопросы: что я здесь делаю? Или тому, кто, может быть, в этот момент отвечает на них. Мы попытались сделать спектакль таким образом, что всё, что попадает в зону внимания зрителя, становится поэзией. Когда мы записывали переписку, кто-то из героев чихнул, и этот чих попал в спектакль, стал частью действа. Ради этого я предлагаю тем, кто раздумывает, забыть всё, что он до сих пор знал о поэзии, о театре, представить, что Екатеринбург – это Рим, и вместе с нами пуститься в это путешествие.

На премьере побывали театральные критики, известные философы, культурологи, журналисты и режиссёры. Некоторые уже высказались по поводу спектакля.

Лариса Барыкина, театровед, театральный критик:

– Иду по вечернему заснеженному Екатеринбургу после «Римских элегий» на сцене Театральной платформы Ельцин Центра. Спектакль оказался посвящен прекрасной даме, которую мы все знаем. И я об этом догадалась не в финале, когда высветилась надпись, а где-то в середине действия. Зрелище нежное, как и сам постановщик Саша Плотников. Атмосферное и хрупкое до рассыпчатости. Выглядит немного анемичным и обескровленным, даже инфантильным, как и то поколение, которому спектакль адресован. Соединение текстов Проперция и Катулла с современной лексикой слух не режет. Их многоканальная трансляция – голоса в записи, вживую, на самых разных поверхностях, ставшими экранами – воздействует безотказно. И знаете, чего больше всего хочется после спектакля, сочленяющего разные эпохи? Хочется еще больше Проперция про любовь к прекрасной и загадочной Кинфии, и непременно с полнозвучным бархатным тембром Германа Варфоломеева…

Алексей Федорченко, режиссёр:

– Отличный спектакль «Римские элегии» в театре Ельцин Центра. По текстам Проперция и Катулла. Премьера. Режиссёр – Александр Плотников. Город участвует!

Лев Закс, философ, культуролог:

– Я видел прогон. Умно, тонко, философично, душевно. В час укладываются огромные пласты и смыслы личной жизни людей и мировой культуры. Лаконизм средств и огромная информационная насыщенность при эмоциональной силе и проникновенности. По-моему, это и есть настоящее современное искусство. Поздравляю Александра Плотникова и его талантливых сотворцов.

5 декабря – ближайшая дата спектакля «Римские элегии».

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.