«Пугало»: белая ворона якутского кино

7 марта 2021 г.Татьяна Филиппова
«Пугало»: белая ворона якутского кино

В киноклубе Ельцин Центра 18 февраля актриса Валентина Романова-Чыскыырай, исполнительница главной роли представляла третий фильм якутского режиссёра Дмитрия Давыдова – «Пугало», получивший главный приз фестиваля «Кинотавр» в 2020 году.

Фильм выходит во всероссийский прокат. Первые два фильма режиссёра покажут в рамках фестиваля якутского кино в Ельцин Центре. Это «Костер на ветру», попавший в конкурс фестиваля в Пусане (крупнейший кинофестиваль в Азии, ежегодно проводимый в Южной Корее с 1996 года – ред.) и произведший там настоящую сенсацию. Фильм о старике, переживающем самоубийство сына в тюрьме, куда тот попал за непредумышленное убийство. И «Нет бога кроме меня», исследующий отношения взрослого сына с матерью, страдающей от болезни Альцгеймера.

Все три фильма – очень жизненное и честное кино, приближающее зрителя к бедам и чаяниям обыкновенных, реальных людей. Ведущий клуба, киновед Вячеслав Шмыров рассказал, что Дмитрий Давыдов – один из самых ярких режиссёров якутского кино, в жизни обыкновенный учитель из рабочего посёлка Амга. Кино снимает в свободное от работы время. Полнометражную ленту «Пугало» снял за две недели. Сценарий написал сам, тем самым сэкономив на гонораре. Бюджет фильма – полтора миллиона рублей – взял кредит в банке и возвращает его тоже сам. Герои фильма – его соседи, обычные люди из рабочего посёлка, которые очень убедительно, а главное бесплатно снимаются в кино. Они любят кино так же, как и его автор. Декорации состоят из подлинных интерьеров и видов суровой, но невероятно красивой природы Республики Саха.

Главная героиня фильма – то ли шаманка, то ли знахарка – личность одиозная. Обычные люди обходят её стороной, пока не случится беда. С бедой они бегут к ней. Но спасение нуждающихся уходит столько сил и стоит такого напряжения, что справиться с ними помогает только водка.

Исполнительница главной роли – единственная профессиональная актриса. Для неё эта роль – несомненная удача, несмотря на явно непривлекательный внешний вид героини. Вечно пьяная, со спутанными волосами и отсутствующим взглядом, обращённым в себя. Неряшливый вид, неженская одежда, валенки и те разного размера. В доме нет привычного женского уюта. Беспорядок, разруха, нищета. Но это не мешает ей помогать людям. Следуя каким-то древним ритуалам, подвывая и хрипя от напряжения (понятно, что всё это выглядит неблагообразно, но завораживающе) Пугало отдаёт всю себя потусторонним силам и вытаскивает умирающего с того света.

Понятно, что платит она за это непомерную цену собственной неприкаянностью, неустроенностью, отсутствием семьи и хоть какой-то человеческой близостью. Впрочем, друг, какой-никакой всё же у неё есть – местный кочегар, с которым они вместе напиваются, поют или плачут. И, как водится, сапожник без сапог. Пугало не способна помочь самой себе: много лет ищет и не может найти дочь, сбежавшую из интерната.

«Пугало» – абсолютно самобытное кино, со своим особенным киноязыком, тяготеющим к монохромности, предельно далеким от противоестественного любования уродством и бедностью. Фильм смотрится на едином дыхании. Зритель, заворожённый видеорядом, словно спрашивает себя после финальных кадров: «Как? Уже всё?».

Неслучайно обсуждение фильма длилось более часа. Зрители не хотели отпускать исполнительницу главной роли, задавая ей всё новые вопросы. Каждый начинался со слов благодарности. Картину сравнивали с шедеврами мирового кино: «Зелёной милей» и «Догвиллем». Многие хотели бы посмотреть его ещё раз или иметь в домашней коллекции.

Валентина Романова-Чыскыырай рассказала об удивительной работе, постоянно сотрудничающего с режиссёром, незаурядного оператора Ивана Семёнова. Он так снимает якутскую природу, что она становится такой же героиней фильма, как Пугало. Она живая, словно сочувствующая людям, живущим в суровых условиях.

Ещё одна героиня фильма, звучащая в кадре – «якутская скрипка» – кырыымпе, на которой главная героиня хочет научиться играть. Валентина Романова-Чыскыырай исполнила якутскую народную песню, сопроводив исполнение игрой на варгане.

Незадолго до встречи со зрителем актриса посетила музей Бориса Ельцина. Своим впечатлением она поделилась с корреспондентом сайта.

– Посетив музей, я словно вернулась в своё детство и молодость. Вспомнила, как мы много работали в то время, было тяжело, но мы все были патриотами. Нам хотелось осваивать что-то новое. Помню, что когда было особенно трудно, я жарила пирожки, лепёшки и продавала их на рынке. В 90-е я была студенткой. Мне всё время хотелось есть, и ещё нужны были деньги на самые простые вещи – тетради, ручки, тёплую одежду.

– В Якутии, добывающей нефть и газ, всегда было хорошее снабжение, разве нет?

– В 90-е – уже нет. Задерживали зарплаты и пенсии. Я даже помню, что раздавала лепёшки бабушкам, чтобы как-то их поддержать.

– Чему вас научили 90-е?

– Быть стойким и сильным. Что бы ни случалось, я верила, что, в конце концов, всё будет хорошо. Каждые времена приносят нам свою пользу, они даны нам зачем-то.

– То, что вы увидели в музее, совпало с вашими ощущениями?

– Да, но ещё я увидела много нового. Например, чемоданчик с ядерной кнопкой. Не знала и не предполагала, что он выглядит именно так. Сфотографировала на память. Узнала много нового про Ельцина. Он приезжал в Якутию. У нас его воспринимали как царя – доброго, открытого. В нашем мире ему было, конечно, очень сложно. Музей рассказывает про это.

– Давайте поговорим про фильм. Когда вы прочитали сценарий, вы сразу дали согласие или всё же были сомнения?

– Режиссёр мне написал: «Я утвердил вас на главную роль!». Он по почте отправил сценарий. Я один раз прочла и сказала: «Это моё!». Мне понравился сюжет. Мы условились встретиться. И без проб и репетиций начали снимать.

– Это всё-таки этническое кино, или оно общечеловеческое?

– Общечеловеческое, касается всех.

– Говорят, что актёр, – это адвокат своего героя, он должен его принять. У вас не было сопротивления?

– Я сразу приняла её, несмотря на то, что никогда не сталкивалась с такими проблемами, но я знаю таких людей: недопонятых, непринятых в обществе.

– У нас таких называют «белая ворона». Можно коротко сказать, о чём этот фильм? Почему зритель должен посмотреть его?

– Прежде всего – об отношениях людей в обществе. Каждый для себя решает сам, принимать ему или не принимать другого человека. Но всё это человеческий фактор, о котором каждый из нас должен знать. Мы должны быть честны друг с другом, принимать друг друга и оберегать.

– С какими трудностями пришлось столкнуться на съёмках?

– Мы сняли фильм за очень короткое время. В театре меня отпустили только на две недели. Каких-то особенных сложностей не было ни в технической, ни в организационной части. В группе были очень тёплые отношения. Но съёмки проходили на улице, и было очень холодно. Я даже обращалась к духам Огня и Земли, чтобы Земля оберегала нас во время съёмок. Мы работали очень быстро. Конфликтов между нами не было. Никто не болел. Простывали, но лечились сразу. Были ясные дни и чистое небо. Местные принимали нас хорошо, гостеприимно. Они все друг друга знают.

– Довольны ли вы результатом?

– Многие актёры месяцами входят в роль. У меня такого не было. Я сразу приняла этот образ, сразу, вжилась. Потом уже посмотрела видео.

– Такая роль для актёра – большая удача. Вас отметили на «Кинотавре». Наверняка, вы получили много новых предложений?

– Это трудная роль, я должна немного отдохнуть, чтобы взяться за новый проект. Кроме того, я работаю в театре, занимаюсь сольными выступлениями как певица.

– В каком материале вам хотелось бы реализоваться как актрисе?

– В драме, наверное. И в фильме ужасов, точно.

– Что бы вы хотели пожелать своим зрителям и коллегам в это трудное время, когда многие проекты откладываются, переносятся на неопределённое время?

– Всегда надо идти вперёд. Не говорить «нет». Чаще говорить «да». И любить. В век компьютеризации не забывать о своих корнях, своём языке, тем более, что язык саха, например, очень архаичный, очень древний. Он живой, в нём много мистической энергии. Говоря на нём во время съёмок, я чувствовала, что вхожу в сцену одним, а выхожу другим человеком, как и во время песен, которые я исполняю на якутском языке.

Другие новости

Выставка

«МЖК-1980»: реставрируем граффити

«МЖК-1980»: реставрируем граффити
Ельцин Центр в рамках проекта «МЖК-1980» выступил организатором акции по реставрации почти исчезнувшего граффити начала 90-х годов во дворе молодежного жилого комплекса, расположенного в районе улицы …
24 сентября 2021 г.
Программа

Программа «Зеленой субботы» в Ельцин Центре

Программа «Зеленой субботы» в Ельцин Центре
Что человек самостоятельно или в сообществе может сделать для улучшения места своей жизни, решения экологических проблем и устойчивого развития? Чтобы поговорить об этом, Ельцин Центр приглашает на пр…
24 сентября 2021 г.
Лекция

Вадим Эпштейн: «Главный навык — не искать, а фильтровать»

Вадим Эпштейн: «Главный навык — не искать, а фильтровать»
Что общего у истории и памяти с обучаемыми нейросетями, какие проблемы может решить искусственный интеллект и какие может создать? Об этом в своей лекции «История и память в эпоху нейросетей и новых м…
23 сентября 2021 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.