В Арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «Авангард: на телеге в XXI век». Сюжет невероятный: осенью 1921 года в Вятскую губернию отправилась передвижная выставка художников-авангардистов с максимально утопической целью – просвещать революционные рабоче-крестьянские массы работами Василия Кандинского, Александра Родченко и ещё полусотни современников. Она стартовала в слободе Кукарка (ныне город Советск) и должна была проехать по семи населённым пунктам губернии. Через месяц после открытия шедевры по разбитым дорогам на телегах привезли в город Яранск, где из-за проблем с финансированием и начавшимся бездорожьем они задержались почти на сто лет.
Кости мамонта и затерянное хранилище авангарда
Открывшаяся в галерее Ельцин Центра экспозиция – своего рода реконструкция той, исторической. Возникла она усилиями трёх кураторов – искусствоведа Андрея Сарабьянова, директора Вятского художественного музея (Киров) Анны Шакиной и исследователя русского авангарда Натальи Мюррей (Институт Курто, Лондон).
«В 2016-м году мы встретились с Анной, и она предложила поехать в Яранск, – рассказывает Андрей Сарабьянов. – Музей в этом городе – краеведческий, а не художественный, поэтому знакомство с экспозицией началось, буквально, с костей мамонта. Уже потом, в полуподвале, который назвали «хранилищем», нам стали показывать картины: эскизы декораций Фёдора Федоровского (сценограф и главный художник Большого театра, – ред.), графику Василия Кандинского и многое другое. Возник закономерный вопрос: как эти шедевры попали в Яранск?
Началась исследовательская работа. Мы даже обнаружили в архивах запись о покупке «устроителями» телеги для перевозки работ в 1921-м году, хотя конечно вряд ли в одну телегу вошли бы все 322 произведения, из которых состояла та выставка. Примерно тогда же возникла идея воссоздать экспозицию, показать, как в 1921-м году при помощи авангарда пытались просвещать народ, и что из этого вышло. Нам удалось заинтересовать этой идеей Наталью Мюррей, а потом за выставку ухватился Ельцин Центр, и всё сложилось».
Американский классик и «отдельная проблема» Малевича
На выставке «Авангард: на телеге в XXI век» представлены работы таких художников как Николай Фешин, Василий Чекрыгин, Иван Клюн, Александра Экстер, Вера Пестель и многих других, всего 140 произведений. Важно отметить, что только треть работ, размещённых в арт-галерее, была на оригинальной выставке в Кукарке и Яранске. Ещё одна треть – это другие работы тех же художников. Наконец, последняя треть – произведения из собрания Слободского музейно-выставочного центра – ещё одного города Кировской области, обладающего богатой коллекцией авангарда.
Каждый из мастеров заслуживает отдельного рассказа, а их судьбы – прекрасная иллюстрация перипетий истории России первой половины XX века.
Так, один из видных представителей казанской художественной школы, график, скульптор, живописец и педагог Николай Фешин принимал участие во многих выставках художников революционной России, но в 1923-м году вместе с семьёй неожиданно уехал в США и стал одним из значимых американских художников, создав более 2000 работ.
Например, Василий Чекрыгин – малоизвестный, но самобытный художник, в 25 лет погибший под колёсами поезда на следующий год после выставки в Яранске. Ранняя смерть помешала раскрыться большому таланту: Казимир Малевич, пытаясь классифицировать художников русского авангарда по разным направлениям, называл его работы (наряду с работами Павла Филонова) «отдельной проблемой» – в систему они не укладывались.
Амазонки русского авангарда
Куратор выставки Наталья Мюррей в своей части экскурсии обратила внимание на представленные в экспозиции работы «амазонок русского авангарда» и в целом на ту огромную роль, которую в художественной жизни России начала XX века играли женщины.
– В отличие от стран Европы, в России уже в 1870-х годах женщины получили право получать художественное образование. Это дало свои плоды: к примеру, на знаменитой «Последней футуристической выставке картин 0,10», где публике впервые был представлен «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, из четырнадцати художников половина – женщины. К тому же, та выставка проходила в художественном салоне Надежды Добычиной (Фишман) и на деньги художницы Ксении Богуславской.
Работы одной из участниц упомянутой выставки футуристов, Ольги Розановой, есть в стенах арт-галереи – это цикл, посвящённый игральным картам. В валете червей можно узнать поэта-футуриста Алексея Крученых, с которым у Розановой был роман. Он изображён как рыцарь с птицей («Я пью под гимны птиц» – одна из знаменитых его строк) с закрученными чертами лица.
Среди других «амазонок», представленных здесь, Наталья Мюррей отметила произведения Александры Экстер, Любови Поповой и Варвары Степановой, жены Александра Родченко.
С Варварой Степановой связан один из самых интересных эпизодов подготовки выставки. Как отметила куратор выставки и директор Вятского художественного музея Анна Шакина, найденные в Яранске картины художницы не были известны даже её наследникам. Идентифицировать их помогла фотография стены с работами Варвары Фёдоровны из семейного архива. Работы художницы и репринт той фотографии можно найти на втором этаже арт-галереи.
Музеи современного искусства как советское изобретение
На момент отправки работ художников авангарда в Вятскую губернию в 1921 году Александр Родченко и Василий Кандинский трудились в Музейном бюро Наркомпроса, и в целом разделяли идею подобных «просветительских» выставок.
Александр Михайлович отобрал и передал устроителям пять своих произведений, которые, по его выбору, отражали различные этапы его творчества. Среди них – портрет обнажённой, выдержанный в духе кубистического периода Пикассо, работа в изобретённом самим Родченко стиле «линеизм», а также фактурный ответ на «Белое на белом» Казимира Малевича – композиция «Чёрное на чёрном».
Что важно – Родченко передал работы не по линии Музейного бюро, а лично – поэтому о некоторых из них также не знали наследники. Например, это «Эскиз декорации», который демонстрируется в Ельцин Центре впервые.
Василий Кандинский представлен в экспозиции арт-галереи шестью акварелями, созданными с 1915 по 1918 годы.
– Кандинский придумал музей нового типа – музей современного искусства. На тот момент их не было нигде в мире, – говорит Андрей Сарабьянов. – Причём их организовало не государство, а сами художники. Около двух тысяч произведений искусства было отправлено после революции в разные города России, чтобы организовать выставки для просвещения местных жителей. Кандинский отдал свои графические листы организаторам выставки в Вятской губернии, не надеясь, что они когда-либо вернутся. Думаю, что в Яранске долгое время не понимали ценности этих работ, и именно благодаря этому они сохранились. А когда стали понимать – уже появились мы.
Чем «сердце успокоится?»
Выставка «Авангард: на телеге в XXI век» будет работать в арт-галерее Ельцин Центра до 10 января 2021 года. По мнению директора арт-галереи Ильи Шипиловских, у этой выставки сразу несколько пластов и уровней, на которых её можно воспринимать:
– Можно ходить и смотреть на интересные визуальные решения, какие художники выдумывали сто лет назад – на абстрактную живопись или реалистическое искусство. Можно начать сопоставлять и искать детективный сюжет: как искусство пропало, как потом нашлось и как оно сегодня представлено. А можно подойти с научной точки зрения и углубиться в чтение текстов: биографий художников, описаний к каждому разделу. И на каждом из этих трёх уровней выставка будет раскрываться для зрителя по-своему.
Илья Шипиловских рассчитывает, что выставка будет интересна не только широкому кругу зрителей, но и профессиональному сообществу:
– Ельцин Центру скоро исполняется пять лет, и за это время проекты арт-галереи получили две национальные премии в области современного искусства «Инновация». В 2019 году это была персональная выставка Владимира Селезнёва «Иногда кратчайший путь – самый длинный», а в этом году – выставка «Урал мари. Смерти нет», она стала «проектом года». И тот проект, который мы представляем сейчас, абсолютно может претендовать на то, чтобы быть увиденным и оценённым жюри и в следующем году также претендовать на премию.