В преддверии Дня Победы мы вспоминаем тех, кто своим подвигом в Великую Отечественную помог спасти нашу страну от уничтожения, сохранить ее независимость и величие. Почти 12 тысяч человек были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за эти подвиги. Однако не так уж мало оказалось таких героев, чьи заслуги перед Родиной – в силу объективных и субъективных обстоятельств – не были отмечены высшей степенью отличия Советского Союза. Они были официально признаны героями лишь пятьдесят лет спустя, в новой стране – Российской Федерации. И указы о присвоении им этого звания были подписаны первым президентом России Борисом Николаевичем Ельциным.
К сожалению, многие из тех, кто был удостоен звания Героя России в 1990-е годы, не дожили до этого памятного времени. Тем важнее помнить о них, сохранять память об их героических делах для нынешних поколений и для наших потомков. С этой целью Ельцин Центр планирует рассказать о тех героях, которые обрели новую славу относительно недавно, уже в новой России.
Первым в ряду тех, в отношении которых была восстановлена историческая справедливость, стоит генерал Михаил Федорович Лукин. Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года №1553 за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, генерал-лейтенанту Лукину М.Ф. было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
До войны судьба Михаила Лукина мало чем отличалась от жизненного пути других «красных командиров» армейского звена: родился в самом конце ХIХ века в бедной крестьянской семье, воинскую службу начинал еще в царской армии рядовым, на фронтах Первой мировой получил офицерское звание, участвовал в Гражданской войне на стороне большевиков, затем плавно продвигался по службе. В 1935 году – военный комендант Москвы. Чудом уцелел во время репрессий в 1937 году – лишь на несколько месяцев был отстранен от должности и отделался строгим выговором «за утрату политической бдительности», тогда как его начальники периода советско-польской войны 1920 года (командующие фронтом В.М. Гиттис, М.Н. Тухачевский, члены РВС А.П. Розенгольц, И.Т. Смилга, командарм А.И. Корк и другие.) были расстреляны: Сталин питал к ним особую личную неприязнь.
В предвоенные годы Лукин занимал командные должности в Сибирском военном округе, но первые дни войны он встретил уже на Украине, куда с мая 1941 года передислоцировалась подчиненная ему 16-я армия. Однако вступить в командование полноценным соединением ему так и не довелось: его части и подразделения армии были переданы другим армиям, а он организовывал сопротивление из оставшихся сил («группа Лукина»). Вскоре получил новые назначения – сначала командующим 19-й армией, героически сражавшейся с немецкими войсками под Смоленском, а потом – командующим 20-й армией, упорно оборонявшей подступы к Москве под Вязьмой. Именно благодаря умелым действиям и мужеству Лукина удалось задержать наступление фашистских войск на Москву и сберечь время и силы для организации контрнаступления, приведшего к разгрому немцев под Москвой в декабре 1941 года.
Но в нем Лукину уже не пришлось участвовать. При выходе из окружения 14 октября 1941 года командарм М.Ф. Лукин был тяжело ранен и без сознания попал в плен. Немецкие врачи были вынуждены ампутировать Лукину ногу, у него осталась парализованной рука. На первом допросе 16 октября Лукин, верный присяге, отказался отвечать на вопросы военного характера. Он отказался от сотрудничества с немцами и дал резкую отповедь Власову на его предложение возглавить войска РОА. В 1945 году Лукин был освобожден из нацистского лагеря американскими войсками и передан советской стороне.
Несколько месяцев он проходил тщательную проверку органами контрразведки, где на основе немецких фальшивок о якобы имевших место призывах Лукина к красноармейцам сдаваться в плен пытались инкриминировать ему и измену, и антисоветскую деятельность. Есть данные, что начальник СМЕРШа В.С. Абакумов докладывал компромат на Лукина лично Сталину. Однако распространено мнение, что на докладе Абакумова появилась сталинская резолюция: «Лукина в воинском звании восстановить. И передайте ему мою благодарность за Смоленск» с примечанием: «По службе не ущемлять… Преданный человек». Тем не менее Сталин распорядился Лукина «обеспечить агентурным наблюдением».
Состояние здоровья не позволило М.Ф. Лукину вернуться в строй: в 1946 году он вышел в отставку. Его заслуги перед страной были отмечены орденом Ленина, ему были возвращены прежние высокие награды. Боевые соратники не забывали о нём. В 1966 году Маршалы Советского Союза С.К. Тимошенко, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, А.И. Еременко и генерал армии П.А. Курочкин написали такое письмо генсеку КПСС Л. И. Брежневу: «Убедительно просим Вас поддержать наше ходатайство о присвоении генерал-лейтенанту в отставке Лукину Михаилу Фёдоровичу звания Героя Советского Союза. Мы глубоко убеждены, что генерал-лейтенант Лукин М.Ф. вполне заслужил это высокое звание, проявив великолепное мужество, личный героизм и замечательное мастерство полководца вовремя Смоленско-Вяземского сражения, сыгравшего огромную роль в битве за Москву. Мы считаем, что присвоение генерал-лейтенанту в отставке Лукину высокого звания Героя Советского Союза явится справедливым признанием и оценкой его больших заслуг перед нашим государством, партией и народом».
Но это предложение не прошло. По-видимому, для нового руководства страной и армией, представлявшего уже другое поколение, Лукин не был подходящей фигурой.
В 1970 году Михаил Федорович ушел из жизни. Звезду Героя Российской Федерации за номером 046 ему не довелось увидеть и носить на своем генеральском мундире. Но она, эта звезда, – яркое свидетельство того, что память о героях Великой Отечественной войны в современной России живо. И свой вклад в увековечивание памяти героев внес первый президент России Борис Ельцин.