В Ельцин Центре в Екатеринбурге 15–16 октября прошла всероссийская конференция «1990-е годы как предмет политики памяти», в ходе которой историки, политологи, культурологи и философы обсуждали то, как формируется историческая память в современной России и какой образ 90-х сложился в памяти общества.
Конференцию, призванную представить широту и многообразие подходов к заявленной теме, организовал Президентский центр Б.Н. Ельцина совместно с Европейским университетом в Санкт-Петербурге и Уральским федеральным университетом имени первого президента России Б.Н. Ельцина.
– Это первая конференция по теме «1990-е годы как предмет политики памяти», и я очень надеюсь, что не последняя, что мы создаём задел на будущее, – отметил на церемонии открытия директор Музея Бориса Ельцина Олег Лутохин. – Если 90-е годы – предмет политики памяти, то Ельцин Центр – её инструмент, поэтому для нас было важным получить возможность научным образом, а значит глубоко, пристально и внимательно порефлексировать на те темы и о том предмете, который составляет суть деятельности первого российского президента и Музея Бориса Ельцина.
Также с приветственным словом к собравшимся от имени Президентского центра Б.Н. Ельцина обратился заместитель исполнительного директора Дмитрий Пушмин, который справедливо заметил, что тема конференции выбрана актуальная, модная и пожелал учёным и исследователям «копать глубже». Его поддержал директор департамента «Исторический факультет» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Александр Палкин, сделав акцент на важности научного осмысления эпохи 90-х.
Выступивший на церемонии онлайн ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков подчеркнул, что политика памяти по отношению к 90-м годам является сложным предметом, поскольку это время перенасыщено имеющими историческое значение событиями, а избыток источников позволяет как всё подтвердить, так и всё опровергнуть. Кроме того, эпоха 90-х еще не закончилась, не стала историей – далеко не все процессы, которые там начинались, обрели завершение.
– Политика памяти по отношению к 90-м имеет неограниченные возможности, – отметил Волков. – Исследовать формирование памяти о тех годах, не покинув их, – это значит исследовать формирование исторического опыта в реальном времени. В этом, наверное, состоит главный вызов для участников конференции, но трудность задач никого не пугает.
Учёные и специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Нижнего Тагила в течение двух дней работы в ходе пленарного заседания, а затем в секциях «Политические процессы 1990-х годов в исторической памяти современной России» и «Образ 1990-х годов в культурном пространстве современной России» прослушали и обсудили 20 выступлений, исследующих заявленную тему.
Вводный доклад доктора исторических наук Алексея Миллера, который задал тон всей конференции, был посвящён политике памяти в России в 90-е годы. Учёный отметил, что эта тема до сих пор изучена крайне мало, хотя именно тогда начал формироваться образ эпохи, в большой степени предопределив то, как мы видим это время сегодня. Он выделил три взаимосвязанных направления: покаяние, осуждение и положительная повестка, связанная с построением новой идентичности.
– Тема покаяния во внешней политике – это очень важный аспект. В 1992 году Ельцин расчехлил документы из пакета №1, включая решение Политбюро ЦК ВКП(б) о расстреле польских военнопленных, и затем они были переданы Польше. В августе 1993 года российский президент во время визита в Варшаву возлагает венок к памятнику жертвам Катыни и встаёт на колени со словами: «Простите нас». Но об этом факте знают мало, и это – самая главная слабость политики памяти и огромный прокол службы по связям с общественностью в 90-е годы. В то время пиар недооценивали и не умели с ним работать, – подчеркнул Миллер. – В том же году во время визита в Японию Ельцин принёс официальные извинения за негуманное обращение с японскими военнопленными. Это был важный моральный жест, который существенно изменил отношение Японии к России.
Политолог, доктор философских наук Ольга Малинова, представляющая на конференции Высшую школу экономики, в своем выступлении уже в рамках секции «Политические процессы 1990-х годов в исторической памяти современной России» сравнила и проанализировала основные интерпретации Августовского путча и его последствий в центральных отечественных средствах массовой информации в юбилейные даты за последние тридцать лет.
– Следует отметить, что журналисты обращаются за комментариями и интервью к одним и тем же персонажам, и довольно интересно смотреть, как в них год от года смещаются оценки. Если в 2001 году обильно и ярко был представлен дискурс о победе демократических сил, то в этом году очень заметен был дискурс борьбы элит за власть, – констатировала Малинова.
Видный учёный в области политической философии Артемий Магун участвовал в работе секции «Образ 1990-х годов в культурном пространстве современной России» онлайн, его доклад «Меланхолия и консерватизм в культурно-идеологических ориентациях интеллектуалов 1990-х годов» – это попытка найти причины, помешавшие созданию конструктивного нарратива об основании новой России и лишившие противостояние 1991 года статуса революционного события.
– Интеллектуалы того времени старались преуменьшить историческое значение происходящего, – отметил Магун. – 90-е годы – это время широкого консервативного консенсуса в обществе, поэтому не удивителен приход к власти нашего нынешнего руководства и его трансформации в более консервативную сторону в нулевые годы. Нынешнее руководство базируется на идеологии «сильного» государства подобной той, что предложил в XVII веке Томас Гоббс.
В этой же секции антрополог Илья Утехин в своём докладе «Визуальные образы 1990-х по материалам социальных сетей» рассказал о работе с хэштегами Instagram и пабликами «ВКонтакте», посвященными разным формам ностальгии о последнем десятилетии прошлого века, а руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Бориса Ельцина Марина Соколовская – о современном искусстве как о политическом действии. Она исследовала тему реакции на Чеченскую войну в творчестве художников Алексея Каллимы и Аслана Гойсума.
Также Ельцин Центр на конференции с докладами на различные темы представляли Георгий Сатаров, Евгений Емельянов, Артем Бардин и Александра Лопата.
Ожидается, что по итогам конференции «1990-е годы как предмет политики памяти» в декабре выйдет тематический выпуск научного журнала Уральского федерального университета «Tempus et Memoria», в который войдут текстовые версии некоторых докладов.
Один из организаторов конференции руководитель научного отдела Музея Бориса Ельцина Евгений Емельянов, комментируя важность заявленной темы и актуальность события, подчеркнул, что 90-е годы сохранили свою значимость для большинства граждан нашей страны, к истории этой эпохи регулярно обращаются политики, учёные и публицисты.
– Общества, как и люди, обладают памятью. Но если память отдельного человека скрыта от посторонних глаз, то память общества проявляется в текстах и монументах, ритуалах, названиях и многом другом. Эта историческая память общества определяет представления о прошлом отдельных людей, а представления о прошлом определяют поведение человека в настоящем и будущем. В наши дни исследования социальной памяти о прошлом, сознательной или неосознанной политики памяти, формирующей образ прошлого, являются важной частью гуманитарной науки в разных странах мира, в том числе и в России, – констатировал Емельянов.
Фотоальбом конференции