Ельцин Центр и «Гараж» создают архив современного искусства Екатеринбурга

21 июня 2021 г.Михаил Лузин
Ельцин Центр и «Гараж» создают архив современного искусства Екатеринбурга

Арт-галерея Ельцин Центра совместно с музеем современного искусства «Гараж», который выделил грант на этот проект, начала собирать архив современного искусства Екатеринбурга для базы RAAN – сети архивов российского современного искусства. Над архивом Екатеринбурга будут работать кураторы Анна Литовских и Светлана Усольцева.

Архив будет состоять из оцифрованных и физических материалов. Оцифрованные станут доступными на онлайн-платформе базы RAAN, а материальные – документы, фотографии, видео и т.д. – будут храниться в Ельцин Центре, доступ к ним можно будет получить по запросу.

О проекте рассказали директор Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских и один из кураторов проекта Светлана Усольцева.

На вопрос, зачем нужно собирать архив современного искусства, Илья Шипиловских ответил:

– Потребность в подобных архивах очень высока. Скажу, почему. Во-первых, молодые художники зачастую думают, что они первооткрыватели, и приходят в пустое поле, в какой-то чистый абсолютно мир, в котором ничего до них не было сделано. Чаще всего так кажется потому, что нет доступа к тому, что делали предыдущие поколения.

В наших музеях искусство второй половины XX века представлено очень скудно, и постоянные коллекции искусства второй половины ХХ и тем более ХХI века очень сложно найти. Да, в последние пять лет этот тренд переломился, и стало чуть лучше. Но зачастую для того, чтобы увидеть и узнать, кто что делал в области современного искусства, требуется более длительное погружение, знакомство с людьми и так далее.

Во-вторых, если художник занимается не коммерческим искусством, а каким-то более сложным, которое требует понимания, или создаёт что-то эфемерное, нематериальное – с его уходом всё, что было сделано, весь этот огромный пласт, тоже может умереть. А ведь он мог совершить какие-то открытия, прорывы, найти новый уникальный художественный язык.

Если мы хотим, чтобы наш мир искусства укреплялся, чтобы то, что нам кажется важным и интересным, было услышано и увидено следующими поколениями – нужны архивы. Они позволяют лучше структурировать и собрать всё это рассеянное, зачастую уходящее, растворяющееся знание, которое так нужно, если мы хотим выстроить сильную систему, направленную в будущее.

– Как возникла идея архива?

– В прошлом году мы получили грант для исследования художественной сцены девяностых в Нижнем Тагиле. Точнее, там появились исследовательницы, которые пришли к нам и сказали: «мы всё можем сделать», но попросили Ельцин Центр выступить в качестве грантополучателя. Это был первый шаг. А дальше мы поняли, что Нижний Тагил – это здорово, но было бы прекрасно собрать на базе Ельцин Центра архив искусства девяностых по Екатеринбургу. Это ведь наша прямая обязанность, рассказывать и размышлять об этом времени максимально подробно. Искусство – одна из больших сфер общественной жизни, и собрать данные о том, что проходило в 90-е годы в этой сфере, нам интересно и важно.

И вот тогда появился «Гараж» – у них есть замечательная программа, которая позволяет заниматься архивной деятельностью. Без них мы, конечно, не стали бы этим заниматься. А ещё есть заинтересованные специалисты, которых мы пригласили – Анна Литовских и Светлана Усольцева, и с ними мы смогли взяться за эту работу.

– Будет ли помимо цифровой «физическая» версия архива?

– В Ельцин Центре есть архив, которым заведует Дмитрий Пушмин, и на базе этого архива будет сформирован отдельный фонд, посвящённый современному искусству девяностых годов.

Вообще, по условиям этого архива, его главная его задача – это цифровизация и подключение каталогов и баз к глобальной системе RAAN. Чтобы каждый человек на планете Земля имел доступ к этим материалам. Но мы также хотим, чтобы архив был живым.

Мы не ставим себе целью собрать всё, и принимаем архивы добровольно – то есть не выкупаем. Но если люди захотят нам что-то передать, и это представляет ценность, мы можем рассмотреть это для включения в фонд. Соответственно, кто-то нам будет давать произведения только для оцифровки и оставлять себе свои архивы, а кто-то захочет передать это нам. И вот тогда физически это окажется в Ельцин Центре, будет каталогизировано и храниться в архиве. Любой желающий сможет написать запрос и получить доступ к архивам фонда – у нас при архиве есть специальный зал для работы с материалами.

У Светланы Усольцевой мы спросили:

– Что такое RAAN, и какие города уже вошли в эту базу?

– Сеть архивов российского искусства (RAAN – Russian Art Archive Network) представлена в виде онлайн-каталога документов о российском современном искусстве.

В этом проекте уже участвуют Центр современного искусства «Типография» (Краснодар), Музей современного искусства ПЕРММ (Пермь), Центр культуры «ЦК 19» (Новосибирск), Тольяттинский художественный музей (Тольятти), Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил). Объединение и совместная работа над архивом российского современного искусства очень важны. И я рада, что Екатеринбург стал частью этого большого проекта.

Не менее значимым является то, что всё материальное остаётся в самих институциях, участвующих в формировании архивов. А с цифровыми копиями можно познакомиться, не выходя из комнаты. Сайт RAAN – russianartarchive.net/ru

– С какого периода будет собираться архив, что в него войдёт?

– Начинаем собирать с 90-х годов и планируем дойти до наших дней. Мы только в начале пути, поэтому сейчас это условная дата, с которой мы начинаем. Постепенно мы вернёмся назад. То, что происходило в 80-е, 70-е и ранее, также представляет огромный интерес.

В архив войдут фото- и видео-документации, афиши, флаеры, пресс-релизы, статьи, каталоги, буклеты, видео – всё, что может рассказать о событиях, художниках и художественной жизни Екатеринбурга, Березовского, Заречного с разных сторон. Очень важно это не только сохранить, но и сделать видимым.

– Сколько художников и работ будут представлены в проекте?

– Уверена, их будет очень много. Художественная жизнь в Екатеринбурге насыщенная и невероятно интересная. Лично для меня, обязательно произойдут открытия.

– Войдут ли в архив уличные художники — от старика Букашкина до Тимы Ради?

– Конечно, войдут. Они важная часть художественной жизни Екатеринбурга. Мы планируем общаться напрямую с художниками, в том числе и с Радей, и с коллегами, организующими стрит-арт проекты. Также мы обязательно обратимся к коллегам из Музея Б.У. Кашкина, ЕМИИ, Музея Молодежи, галереи «Поле» и других культурных институций города, которые, безусловно, сделали и продолжают делать очень много для развития художественной среды города. Мы все находимся в одном культурном поле и каждый делает важный вклад для развития и сохранения искусства. Со своей стороны, мы также будем работать в этом направлении, чтобы сохранить то, что сделали коллеги и художники.

Оцифрованные материалы станут основой для организации фондов, которые помогут сохранить вклад людей и институций. Например, сейчас на сайте RAAN можно посмотреть фонд Иосифа Бакштейна, галереи «Айдан» и другие.

Подготовка такого архива искусства Екатеринбурга поможет сделать ещё более видимым процессы, события, художников не только для исследователей из других городов, но и для нас самих. Для тех, кто будет интересоваться искусством через 30, 40, 50 лет.

– Расскажите подробнее о вашем участии в проекте.

– Я рада, что буду работать над ним совместно с Анной Литовских. Мы – приглашённые кураторы, но для нас это не первый опыт работы с архивными материалами. Аня участвовала в формировании екатеринбургской части для исследовательского проекта «Открытые системы. Опыт художественной самоорганизации в России. 2000–2015» и координировала эту выставку в Екатеринбурге (кураторы – Саша Обухова, Елена Ищенко, Антонина Трубицына). Выставка была показана в Уральском филиале ГЦСИ в составе РОСИЗО в 2016 году. Я принимала участие в подготовке выставки «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала» (куратор Владимир Селезнев). И у нас были другие проекты.

– Что уже сделано и что предстоит?

– У нас есть план работы, который неминуемо расширится. Сразу оцифровать и обработать все материалы мы физически не сможем, поэтому работа над архивом будет идти постепенно.

Мы открыты и будем рады, если участники и зрители художественных событий Екатеринбурга, Заречного, Березовского, поделятся с нами личными материалами. Не только для нас, а в целом для будущего поколения, всё это важно сохранить и сделать публичным. Благодаря нашим совместным усилиям и этому архиву многие события останутся в цифровом виде. К ним можно будет обратиться через 10 лет и через 40, когда нас, возможно, уже не будет.

Частью работы с архивом станет специальная программа – публичные встречи с участниками художественных процессов – художниками, кураторами, арт-критиками, проведение интервью и публикации.

Мне очень хочется, чтобы архив стал рабочим инструментом. На основе материалов проводились исследования, открывались выставки, появлялись публикации, монографии. Была возможность выстроить диалог между разными поколениями художников. Или, например, понять, когда и почему художники выходят в публичное пространство. И, я надеюсь, то, что результат нашей работы будет способствовать этому.

Нам предстоит большая работа, но очень интересная. И это вдохновляет.

Если в ваших личных архивах есть в цифровом или физическом виде материалы (фото и видео документации событий, афиши, флаеры, пресс-релизы, статьи, каталоги, буклеты) событий художественной жизни Екатеринбурга в 1990-е, 2000-е годы – пожалуйста, напишите на почту ekaterinburg.raan@gmail.com.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.