Арт-галерея Ельцин Центра совместно с музеем современного искусства «Гараж», который выделил грант на этот проект, начала собирать архив современного искусства Екатеринбурга для базы RAAN – сети архивов российского современного искусства. Над архивом Екатеринбурга будут работать кураторы Анна Литовских и Светлана Усольцева.
Архив будет состоять из оцифрованных и физических материалов. Оцифрованные станут доступными на онлайн-платформе базы RAAN, а материальные – документы, фотографии, видео и т.д. – будут храниться в Ельцин Центре, доступ к ним можно будет получить по запросу.
О проекте рассказали директор Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских и один из кураторов проекта Светлана Усольцева.
На вопрос, зачем нужно собирать архив современного искусства, Илья Шипиловских ответил:
– Потребность в подобных архивах очень высока. Скажу, почему. Во-первых, молодые художники зачастую думают, что они первооткрыватели, и приходят в пустое поле, в какой-то чистый абсолютно мир, в котором ничего до них не было сделано. Чаще всего так кажется потому, что нет доступа к тому, что делали предыдущие поколения.
В наших музеях искусство второй половины XX века представлено очень скудно, и постоянные коллекции искусства второй половины ХХ и тем более ХХI века очень сложно найти. Да, в последние пять лет этот тренд переломился, и стало чуть лучше. Но зачастую для того, чтобы увидеть и узнать, кто что делал в области современного искусства, требуется более длительное погружение, знакомство с людьми и так далее.
Во-вторых, если художник занимается не коммерческим искусством, а каким-то более сложным, которое требует понимания, или создаёт что-то эфемерное, нематериальное – с его уходом всё, что было сделано, весь этот огромный пласт, тоже может умереть. А ведь он мог совершить какие-то открытия, прорывы, найти новый уникальный художественный язык.
Если мы хотим, чтобы наш мир искусства укреплялся, чтобы то, что нам кажется важным и интересным, было услышано и увидено следующими поколениями – нужны архивы. Они позволяют лучше структурировать и собрать всё это рассеянное, зачастую уходящее, растворяющееся знание, которое так нужно, если мы хотим выстроить сильную систему, направленную в будущее.
– Как возникла идея архива?
– В прошлом году мы получили грант для исследования художественной сцены девяностых в Нижнем Тагиле. Точнее, там появились исследовательницы, которые пришли к нам и сказали: «мы всё можем сделать», но попросили Ельцин Центр выступить в качестве грантополучателя. Это был первый шаг. А дальше мы поняли, что Нижний Тагил – это здорово, но было бы прекрасно собрать на базе Ельцин Центра архив искусства девяностых по Екатеринбургу. Это ведь наша прямая обязанность, рассказывать и размышлять об этом времени максимально подробно. Искусство – одна из больших сфер общественной жизни, и собрать данные о том, что проходило в 90-е годы в этой сфере, нам интересно и важно.
И вот тогда появился «Гараж» – у них есть замечательная программа, которая позволяет заниматься архивной деятельностью. Без них мы, конечно, не стали бы этим заниматься. А ещё есть заинтересованные специалисты, которых мы пригласили – Анна Литовских и Светлана Усольцева, и с ними мы смогли взяться за эту работу.
– Будет ли помимо цифровой «физическая» версия архива?
– В Ельцин Центре есть архив, которым заведует Дмитрий Пушмин, и на базе этого архива будет сформирован отдельный фонд, посвящённый современному искусству девяностых годов.
Вообще, по условиям этого архива, его главная его задача – это цифровизация и подключение каталогов и баз к глобальной системе RAAN. Чтобы каждый человек на планете Земля имел доступ к этим материалам. Но мы также хотим, чтобы архив был живым.
Мы не ставим себе целью собрать всё, и принимаем архивы добровольно – то есть не выкупаем. Но если люди захотят нам что-то передать, и это представляет ценность, мы можем рассмотреть это для включения в фонд. Соответственно, кто-то нам будет давать произведения только для оцифровки и оставлять себе свои архивы, а кто-то захочет передать это нам. И вот тогда физически это окажется в Ельцин Центре, будет каталогизировано и храниться в архиве. Любой желающий сможет написать запрос и получить доступ к архивам фонда – у нас при архиве есть специальный зал для работы с материалами.
У Светланы Усольцевой мы спросили:
– Что такое RAAN, и какие города уже вошли в эту базу?
– Сеть архивов российского искусства (RAAN – Russian Art Archive Network) представлена в виде онлайн-каталога документов о российском современном искусстве.
В этом проекте уже участвуют Центр современного искусства «Типография» (Краснодар), Музей современного искусства ПЕРММ (Пермь), Центр культуры «ЦК 19» (Новосибирск), Тольяттинский художественный музей (Тольятти), Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил). Объединение и совместная работа над архивом российского современного искусства очень важны. И я рада, что Екатеринбург стал частью этого большого проекта.
Не менее значимым является то, что всё материальное остаётся в самих институциях, участвующих в формировании архивов. А с цифровыми копиями можно познакомиться, не выходя из комнаты. Сайт RAAN – russianartarchive.net/ru
– С какого периода будет собираться архив, что в него войдёт?
– Начинаем собирать с 90-х годов и планируем дойти до наших дней. Мы только в начале пути, поэтому сейчас это условная дата, с которой мы начинаем. Постепенно мы вернёмся назад. То, что происходило в 80-е, 70-е и ранее, также представляет огромный интерес.
В архив войдут фото- и видео-документации, афиши, флаеры, пресс-релизы, статьи, каталоги, буклеты, видео – всё, что может рассказать о событиях, художниках и художественной жизни Екатеринбурга, Березовского, Заречного с разных сторон. Очень важно это не только сохранить, но и сделать видимым.
– Сколько художников и работ будут представлены в проекте?
– Уверена, их будет очень много. Художественная жизнь в Екатеринбурге насыщенная и невероятно интересная. Лично для меня, обязательно произойдут открытия.
– Войдут ли в архив уличные художники — от старика Букашкина до Тимы Ради?
– Конечно, войдут. Они важная часть художественной жизни Екатеринбурга. Мы планируем общаться напрямую с художниками, в том числе и с Радей, и с коллегами, организующими стрит-арт проекты. Также мы обязательно обратимся к коллегам из Музея Б.У. Кашкина, ЕМИИ, Музея Молодежи, галереи «Поле» и других культурных институций города, которые, безусловно, сделали и продолжают делать очень много для развития художественной среды города. Мы все находимся в одном культурном поле и каждый делает важный вклад для развития и сохранения искусства. Со своей стороны, мы также будем работать в этом направлении, чтобы сохранить то, что сделали коллеги и художники.
Оцифрованные материалы станут основой для организации фондов, которые помогут сохранить вклад людей и институций. Например, сейчас на сайте RAAN можно посмотреть фонд Иосифа Бакштейна, галереи «Айдан» и другие.
Подготовка такого архива искусства Екатеринбурга поможет сделать ещё более видимым процессы, события, художников не только для исследователей из других городов, но и для нас самих. Для тех, кто будет интересоваться искусством через 30, 40, 50 лет.
– Расскажите подробнее о вашем участии в проекте.
– Я рада, что буду работать над ним совместно с Анной Литовских. Мы – приглашённые кураторы, но для нас это не первый опыт работы с архивными материалами. Аня участвовала в формировании екатеринбургской части для исследовательского проекта «Открытые системы. Опыт художественной самоорганизации в России. 2000–2015» и координировала эту выставку в Екатеринбурге (кураторы – Саша Обухова, Елена Ищенко, Антонина Трубицына). Выставка была показана в Уральском филиале ГЦСИ в составе РОСИЗО в 2016 году. Я принимала участие в подготовке выставки «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала» (куратор Владимир Селезнев). И у нас были другие проекты.
– Что уже сделано и что предстоит?
– У нас есть план работы, который неминуемо расширится. Сразу оцифровать и обработать все материалы мы физически не сможем, поэтому работа над архивом будет идти постепенно.
Мы открыты и будем рады, если участники и зрители художественных событий Екатеринбурга, Заречного, Березовского, поделятся с нами личными материалами. Не только для нас, а в целом для будущего поколения, всё это важно сохранить и сделать публичным. Благодаря нашим совместным усилиям и этому архиву многие события останутся в цифровом виде. К ним можно будет обратиться через 10 лет и через 40, когда нас, возможно, уже не будет.
Частью работы с архивом станет специальная программа – публичные встречи с участниками художественных процессов – художниками, кураторами, арт-критиками, проведение интервью и публикации.
Мне очень хочется, чтобы архив стал рабочим инструментом. На основе материалов проводились исследования, открывались выставки, появлялись публикации, монографии. Была возможность выстроить диалог между разными поколениями художников. Или, например, понять, когда и почему художники выходят в публичное пространство. И, я надеюсь, то, что результат нашей работы будет способствовать этому.
Нам предстоит большая работа, но очень интересная. И это вдохновляет.
Если в ваших личных архивах есть в цифровом или физическом виде материалы (фото и видео документации событий, афиши, флаеры, пресс-релизы, статьи, каталоги, буклеты) событий художественной жизни Екатеринбурга в 1990-е, 2000-е годы – пожалуйста, напишите на почту ekaterinburg.raan@gmail.com.