Александр Филиппов: о законности власти у Спинозы, Руссо и Гоббса

8 ноября 2021 г.Михаил Лузин
Александр Филиппов: о законности власти у Спинозы, Руссо и Гоббса

Кто или что является источником власти? В чём различие между властью учредительной и властью учреждённой и как эволюционировала в трудах мыслителей Нового времени теория общественного договора? Ответам на эти и другие вопросы была посвящена лекция Александра Филиппова «Спиноза, Руссо и учредительная власть», которая прошла в Ельцин Центре 14 октября в рамках курса по политической философии «Политика: скрытые смыслы».

Александр Фридрихович Филиппов — доктор социологических наук, профессор, руководитель Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Социологическое обозрение». По его словам, многие выдающиеся мыслители Нового времени возводили истоки политической власти к общественному договору, учреждающему государство, но смотрели на этот вопрос по-разному.

Томас Гоббс считал, что новое действие учредительной власти в государстве невозможно, народ должен навсегда передать власть суверену. Младший современник Гоббса Бенедикт Спиноза пытался совместить понятие о высшей власти как соединённой мощи подданных («империум») с идеей их добровольного согласия и готовности снова стать учредительной силой. Менее чем через столетие после Спинозы Жан-Жак Руссо уже доказывал, что всеобщая воля граждан не может быть подвергнута отчуждению.

Эмманюэль Жозеф Сийес — родоначальник термина «учредительная власть»

По словам Александра Филиппова, термин «учредительная власть» ввёл в обиход политической науки самый поздний из философов-классиков, знаменитый деятель Французской революции Эмманюэль Жозеф Сийес. Он прославился несколькими важными формулировками (например, термином «третье сословие») и историческими анекдотами («Что вы делали во время Французской революции? — Оставался жив!»), а также первым провёл различие между властью учредительной и властью учреждённой.

— Существует некая система власти, и она должна устойчиво функционировать. Даже если вы стоите на позициях народовластия и считаете, что власть исходит от народа и может быть востребована народом обратно, вы всё равно не можете обойтись без устойчивой системы. Она издаёт и исполняет законы и осуществляет функционирование всего большого политического организма, без которого бы воцарилась анархия. Но поскольку произошла революция, обострился вопрос о том, на чём базируется легитимность системы властей. И в революционную эпоху на повестке дня появляется рассуждение об учредительной власти. О власти, которая не связана законодательством, которая не является постоянно действующим законодателем, а скорее неким экстразаконодателем, и учреждает порядок, который будет функционировать дальше. И которая дальше никакого отношения к этому порядку иметь не будет.

По мнению Сийеса, если не делать этого различения, у общества будут большие проблемы с определением законности и правоспособности тех, кто учреждает новый порядок. А если учреждение порядка происходит постоянно в силу того, что власть в революционную эпоху перманентно востребуется народом (от которого она и исходит), можно оказаться в эпохе анархии, при которой ни одна структура не может оказаться продолжительной.

Это рассуждение, — уверен Александр Филиппов, — может оказаться более чем продуктивным не только в революционные эпохи.

Томас Гоббс и общественный договор

Особое внимание в своём выступлении Александр Филиппов уделил философу, имя которого не значилось в названии лекции, но который оказал огромнейшее влияние на развитие политической философии Запада, — Томасу Гоббсу. По его словам, Гоббс нанёс страшный удар по многим бытовавшим в его время представлениям: он деконструировал понятие «народ» и потом собрал его заново таким образом, что устойчивость этой конструкции до сих пор вызывает у представителей политических наук большие сомнения.

— До Гоббса «народ» был объектом политического описания: с ним что-то происходило, он оказывался в благоприятных или неблагоприятных обстоятельствах, ему были даны те или иные вожди и так далее. Гоббс же стал одним из создателей теории общественного договора, хотя самого термина «общественный договор» у него нет. Гоббс рассуждает о том, что народ должен собраться из того, что на латыни он называет multitudo (множество). Он пишет о том, что государство появляется благодаря договору. Кого с кем? Не народа с сувереном, а договору каждого с каждым. А откуда берётся суверен? Каждый говорит каждому, что отказывается от природного права на самозащиту, и вместе с остальными передаёт это право суверену.

Александр Филиппов подчеркнул, что Томас Гоббс никогда не описывал исторические события — сам философ отмечал, что не было ни реального общественного договора, ни предшествующей ему «войны всех против всех». Однако в истории легко можно наблюдать обратный процесс — когда в процессе разрушения государства люди переходят из состояния «общественного договора» в естественное, «война всех против всех» более чем реальна.

Какой порок, согласно Гоббсу, заложен в государстве изначально? Он лежит на поверхности: в гоббсовской конструкции в душу или мозг человека его начальник залезть не может. Никто не может отследить, как распространяются опасные для суверена идеи, и под воздействием неконтролируемых мнений конструкция государства разрушается. Именно здесь возникает хорошо знакомая политической науке «Гоббсова проблема», или «Гоббсова ловушка»: для сохранения социального порядка суверен проявляет агрессию к несогласным для того, чтобы предотвратить агрессию с их стороны. Или, цитируя Екатерину Шульман: «Для того чтобы на ваш пирог никто не покушался, вы должны восприниматься как достаточно угрожающий субъект. Для того чтобы вы воспринимались как угрожающий субъект, вам нужно не только угрожать, а еще и эту агрессию проявлять в реальности». Долгое время считалось, что из «Гоббсовой ловушки» нет выхода.

Спиноза и его «империум»

Первые попытки решить «гоббсову проблему» предпринял Бенедикт (Барух) Спиноза, младший современник Томаса Гоббса.

— Гоббс Спинозу не читал, а Спиноза Гоббса читал и частично соглашался, частично спорил. В его трудах упоминается и естественное состояние, и общественный договор, и обладающий высшей властью суверен. При невнимательном чтении может показаться, что Спиноза — это вариации на тему теории общественного договора, но при ближайшем рассмотрении там открываются бездны.

По словам Александра Филиппова, в рассуждениях Спинозы необходимо зафиксировать несколько важных моментов. Начиная с самых банальных: человек желает самосохранения, и действует исходя из понимания собственной пользы. У человека есть увлечения и стремления, которые он хочет реализовать. И он может обнаружить, что с другими людьми это получается лучше. Они могут объединить усилия, и через это объединение появляется соединённая мощь. Спиноза обозначает её труднопереводимым словом «империум». Это и высшая власть, и высшая мощь при объединении людей. «Империум» может быть мощью государства — причём в форме как монархии, так и аристократии или демократии.

— Когда человек действует в одиночку, он действует по своему праву, и высшее основание таких действий — это самосохранение. Но когда он соединяется с другими людьми, он уже не в своём праве, так как признал за высшей властью право распоряжаться его силами. В том числе в ситуациях, которые ему кажутся более чем сомнительными. И если Гоббс говорит: «молчать, а если невозможно молчать, то закройте двери и там говорите», то Спиноза продолжает упорствовать в том, что ни один начальник не может быть господином мыслей и чувств своих подчинённых.

Что делать если, говоря языком Александра Пушкина, «начальник начал чудесить»? Стоит ли повиноваться нелепым распоряжениям? Спиноза задаёт подобные вопросы и говорит вещи, для нас сегодня очевидные — разве повиноваться из-под палки продуктивно? Разве действовать нехотя или из страха — то же, что повиноваться охотно? Нет, не то же самое! Рабский труд менее эффективен, повиновение нехотя и по желанию — разные по природе.

Если, согласно Гоббсу, на первый взгляд монолитное тело общества состоит из людей, занимающихся множеством эгоистических своекорыстных предприятий, то Спиноза возрождает старую античную концепцию политического, — говорит Александр Филиппов. — Люди в любом случае будут размышлять и разговаривать, а в худшем случае — с мрачной ненавистью подчиняться.

— Если ты начальник, ты должен понимать, что хочешь достигнуть результата, при котором тебе помогают добровольно, а не когда подчиняются и действуют не в полную меру усилий. Поэтому выстраивание наилучших способов взаимодействия является для суверена неотчуждаемой задачей.

Руссо и volonté générale

В том же духе рассуждает ещё один важный мыслитель Нового времени — Жан-Жак Руссо. Хотя Руссо почти не цитирует Спинозу, отдавая предпочтение цитатам из Гоббса и Макиавелли, — уточняет Александр Филиппов, — развитие мысли предшественника здесь явно прослеживается.

Концепция общественного договора у Руссо предполагает создание общественного организма, обладающего высокой степенью солидарности. И если для Гоббса «общественный договор» — это лишь мыслительная конструкция, то для Руссо «первоначальное соглашение» между членами общества — это реальная история, вне зависимости от того, можно или нет подтвердить её фактами.

Что происходит при переходе от естественного состояния к политическому в результате заключения общественного договора? Как писал Спиноза, в этот момент люди теряют естественные свободы и приобретают гражданские, а их единство репрезентирует суверен. Согласно Руссо, суверен — это сам народ, и у него есть единая воля. Он называет её всеобщей и неотчуждаемой. И ещё один важный момент — она не подлежит репрезентации.

— Руссо разделяет «всеобщую волю» (volonté générale) и «волю всех» (volonté de tous), которая является суммированной волей каждого, волей большинства в лучшем случае. Всеобщая воля — характеристика общественного организма. Это конститутивная, учредительная воля. У Руссо и в целом во французской политической мысли эпохи Просвещения нет идеи репрезентации. Правительственные учреждения никого не репрезентируют. В случае законодательной власти постулируется одно из двух: либо все собираются вместе на вечевом поле, либо те, кто говорят, что они репрезентанты — самозванцы.

По мнению Руссо, граждане подчиняются не начальнику в виде суверена, а всеобщей воле. И это не отдельные личные желания, а желание общества, с которым каждый желает одного и того же. В этом смысле всеобщая воля, как её трактовал Руссо, впоследствии вызывала у многих либерально настроенных мыслителей настоящий ужас, — говорит Александр Филиппов. — Согласно Руссо, если государство говорит, что надо пойти на войну и умереть, значит надо пойти, потому что ты жив только благодаря государству. Руссо также говорит, что нет подданных или вещей, которые общая воля не могла бы переопределить по-своему.

С другой стороны, Руссо пишет, что нет нужды постоянно собираться, решать или опрашивать всех членов общества, чтобы узнать, в чём состоит общая воля. Всеобщая воля не может ошибаться, она направлена к общем благу. Если благо прирастает — территория, население, богатство и т. д. — значит, процессы в государстве идут правильно и хорошо, в соответствии с принципами общей воли.

По словам Руссо, можно создать хороший основополагающий закон, и те, кто управляют государством в соответствии с этим законом, не должны говорить про себя «мы — народ», а должны говорить «мы служим народу в соответствии с законами, которые оставили нам лучшие люди и наши предки». И, если возникнет ситуация болезни и распада государства — в том числе вследствие того, что правитель начинает отождествлять народ и себя, — народ имеет право заявить о себе как о суверене.

— Основополагающее право суверена продолжает пребывать у народа, он может переучредить власть на новых условиях, и это очень взрывоопасная штука. В рассуждениях Руссо действия общей воли разоблачают себя как перманентная революция. Она и является учредительной властью, и мы приблизились к тому месту, с которого стартовали, — к рассуждениям Сийеса, возникшим уже после Великой Французской революции.

По словам Александра Филиппова, неограниченная и до конца никогда не смиряющаяся активность учредительной власти представляет собой одну из главных особенностей модерна.

Перманентная возможность революции

Из-за подобных рассуждений многие аспекты французской революции возводят именно к Руссо, — отметил Александр Филиппов. — Мы видим в ту эпоху некоторое количество институтов, унаследованных от старого режима. Есть новые институты, которые возникли потому, что происходит работа учредительных органов. Они работают как органы народной воли, учреждают новую власть и новые законы и создают каркас для будущего.

— Нет способа провернуть этот фарш обратно в то единство внутреннего и внешнего, которое когда-то существовало в средневековой Европе. Оно разрушено — у людей появилась внутренняя неподконтрольная жизнь, появился котёл желаний, который может разгореться. И есть ещё одна проблема — можно выдавить прочь политические ассоциации ограничивающим правом, полицейскими порядками, способами воспитания следующих поколений и так далее. Го (логическая настольная игра с глубоким стратегическим содержанием — ред.) невозможно формализовать, канализировать и взять под контроль всю жизнь и все способы межчеловеческого общения. Между людьми происходит бесконечное взаимодействие, рождаются новые и новые ассоциации, и каждая из этих ассоциаций — от маленьких до больших — может выступить как учредительная власть. Не этого хотели великие классики? По крайней мере они помогают нам с этим разобраться.

По словам лектора, интерес к теме учредительной власти в настоящее время очень большой, и работа политических философов с текстами Спинозы, Гоббса, Руссо и Сийеса продолжается.

— Они актуальны потому, что позволяют заново задавать тот же сакраментальный вопрос: в чем законность законной власти? Не находится ли ниже уровня всякого законодательства текущей правовой жизни эта бурлящая стихия, которая может быть разбужена в любой момент и переучредить все заново? Это актуальная тема. Одно дело, когда изучаются революции, которые были в прошлом. И совсем другое, когда ваши же современники спрашивают: разве история кончилась? Разве достаточно сказать, что при текущих обстоятельствах вас всё устраивает? Но великие классики учили о другом: под якобы прочным фундаментом — кипящая магма. И она кипит не потому, что кто-то что-то плохо делает. Тот же Руссо со ссылками на античную историю и Макиавелли писал, что хозяйственные проблемы, военные неудачи и даже природные катаклизмы не приводили к смене государственного устройства. Дело не в самих вещах, а в том, что там, в глубине находится первозданный атомный котёл социально-политической жизни, из которого в любой момент могут вырваться наружу новые языки революционного пламени, — завершил своё выступление Александр Филиппов.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.