Александр Архангельский: «Литература начала заменять собой философию»

9 ноября 2020 г.Михаил Лузин
Александр Архангельский: «Литература начала заменять собой философию»

В ноябре в Ельцин Центре прошёл авторский цикл лекций «История идей: приключения русской мысли» литературоведа, профессора ВШЭ и телеведущего Александра Архангельского. В интервью нашему сайту он рассказал, как русские литераторы заменили собой философов в части генерации идей и что из этого вышло, рассказал о проекте «Голод» и поделился политическим прогнозом на ближайшее будущее.

— Александр, расскажите про ваш цикл в общих чертах.

— Прежде всего, это не история философии — я не до такой степени [самоуверен], чтобы, не будучи профессиональным философом, читать историю философии. Это даже не история философских идей — это история идей как таковых. То есть тех образов, идеологических конструкций, надежд и упований, которые русские философствующие литераторы предлагали публике, а публика либо подхватывала, либо отвергала.

Причём источники идей могли быть как свободные — например, Пётр Яковлевич Чаадаев, так и с правительственной стороны, как Сергей Семёнович Уваров, автор триады «Православие, самодержавие, народность». Он же тоже литератор, не философ. Бюрократ по должности, но литератор по призванию. В этом смысле что Чаадаев, что Уваров в одном положении — оба не философы и оба влияли колоссальным образом на всю русскую жизнь.

А вот кого мы не взяли, по крайней мере в разговоре про XIX век, — это профессиональных философов, которые бы повлияли на публику по всей стране, или хотя бы столице, в Петербурге. Их раз-два и обчёлся. Я могу сыпать именами, но публике они ничего не скажут. А когда мы начинаем читать Николая Карамзина, Александра Радищева, даже Ивана Крылова — мы видим, что они рассказывали о мысли. Это писательский способ — [вкладывать] мысль в роли героев.

— Почему так произошло, что русскую мысль направляли прежде всего не философы, а литераторы?

— С одной стороны, не повезло. Иммануил Кант просился на должность русского философа в тот короткий период, когда Кёнигсберг принадлежал Российской империи, но ему отказали. И мы не можем сказать даже с натяжкой, что Кант был русским философом, именно в те годы, когда это могло быть.

Но прежде всего это история университетов. Философия может жить либо в академии, либо это доморощенная философия, и мы её не рассматриваем. Философия живёт в университете, ей нужна среда обитания, нужен профессор и студент, нужна коллегия, дискуссия, академическая свобода. Университет — то место, где, с одной стороны, с самого начала давали такие «полезные» науки, как медицину, и такие «бесполезные» науки как философию. Но с этой практической бесполезности начинаются университетское знание, университетская интеллектуальная автономия.

Если европейский университет — берём условно Болонский — это более 900 лет истории, то любой российский университет — это менее 300 лет. И это довольно неудачная история, именно с философской точки зрения, примерно до середины XIX века. Университет держится на философии, а в России так получилось, что с университетом в части поиска новых идей дела были довольно долго плохи. Идея дышит, где хочет, и, если вы не предлагаете ей университетскую аудиторию, она идёт в ту среду, которая готова [к её восприятию]. А какая среда интеллектуальная была готова, чтоб воспринять это? Литература.

— Но ведь литература в России тоже всегда жёстко цензурировалась.

— Государство, как ни странно, сделало для [развития русской мысли] очень много. Именно потому, что воевало со свободной мыслью и провоцировало русского писателя, чтоб тот разговаривал с государством. Если государство становится всем, если оно претендует на то, чтобы занять все уровни и все слои жизни, писатель обречён разговаривать либо с государством, либо с Богом, потому что писатель говорит про главное. И тогда ты ощущаешь себя либо врагом государства, либо порученцем Бога. И это даёт невероятные амбиции, невероятный взлёт литературе.

Но в мире так не бывает, чтоб было только хорошо или только плохо. Какие проблемы это породило? Литература начала заменять собой философию, а она не философия. Литература с философией в этом смысле несовместима, она может быть наполнена идеями, но не методами. Литература — враг методов. Она с формой хорошо работает, но содержательно она вольна. И в этом есть противоречия, потому что как только она пытается быть философией, дело кончается плохо. Даже когда писатель пытается стать философом, это все равно кончается для него, как писателя, плохо. Примеры — Борис Пастернак или Андрей Белый, окончивший университет по классу философии.

В итоге получилось так, что в первой половине ХIХ века литераторы породили особый вид русского философствования — не философии. Это дало взлёт литературе, культуре, интеллектуальной жизни, но не дало того, что история ждёт от философии: не дало системы и метода. Я не говорю, хорошо это или плохо, я наблюдатель.

Есть Густав Шпет, замечательный философ, погибший в 30-е годы. Он написал жесточайшую книгу об истории русской философии, где камня на камне от неё не оставил, и у него главная претензия в том, что не стало философии. У меня нет такой претензии, меня и литература вполне устраивает.

— Это довольно распространённое мнение — что русской философии не существует. По крайней мере, так же говорили мои университетские преподаватели. А что вы об этом думаете?

— Про ХIX век я рассказал, а в XX веке все совершенно иначе! XX век дал нам Александра Кожева, и это мировая величина: если есть неогегельянство — то это Кожев. Это дало университетскую школу 50-60-х годов с Мерабом Мамардашвили. Есть русская философия. Но есть и, шире, русская идея — довольно богатая и обильная.

Мы уже потом начнём говорить, как русская идея захватывает Льва Толстого. И Толстой, если бы он был философом, начал бы кусать себя за хвост, останавливать и критиковать свою собственную мысль. Но он её не критиковал, он двигался пророческим путём. Он породил идеи, которые в XX веке подтвердили свою жизнеспособность, XIX веку они казались бредом сумасшедшего. Достаточно было появиться Махатме Ганди, который показал, что при определённых исторических условиях эта идея [непротивления злу насилием] вменяема, она реализуема.

Но, когда мы смотрим в этом контексте на историю триады «Самодержавие. Православие. Народность», мы понимаем, что это интересно с точки зрения истории идей, но совершенно неинтересно сточки зрения философии. В данном случае шлегелевская мечта — политическая философия Фридриха Шлегеля, целью которой является образование германской нации, — делает кульбит в воздухе и становится формулой сохранения имперского порядка, враждебной любому рациональному началу.

И ещё в рамках цикла мы начнём разговор о том, как русская мысль стала утопичной, почему она стала историософской, а не философской, несмотря на все усилия.

— Кстати, в вашем цикле есть лекция об истории идеи «Москва — третий Рим». Можно ли назвать эту идею старейшей русской идеей?

— Да, мы поговорим о том, как пытались «перевербовать» старца Филофея вместе с идеей «Москва — третий Рим», о том, как происходили эти «замечательные» антиисторические подмены. По сути, её родили заново. Мы видим, как спящая, никому не нужная идея в XIX веке просыпается, и знаем, кто её будит и кто использует для того, чтобы превратить в идеологию. И дальше эта конкуренция идеологии и свободной мысли становится предметом невероятно важным. Ещё мы поговорим о том, как рождалась русская идея — формула, которую Фёдор Достоевский предложил в 60-х годах XIX века, как она вызревала: то внутреннее движение мысли, дающее невероятную силу и мощь, но не дающее инструменты осмысления.

— Вам не кажется, что это типично русская история — когда философствование уходит либо во что-то околорелигиозное, как у Толстого; либо во что-то околополитическое, когда люди, начитавшись Маркса, начинали рушить устои и строить «новый мир»?

— При этом ранние русские марксисты — очень вменяемые люди, вплоть до Плеханова. Многие ранние марксисты были людьми более трезвыми, чем их последователи, и наверное, поэтому их постигла неудача в чисто политическом плане — потому что они не шли до конца. Но когда смотришь на идею анархизма, видишь, что она оказывается впереди времени. Так же, когда читаешь антитолстовские, тоже профетические рассуждения Владимира Сергеевича Соловьёва в «Трёх разговорах», ты видишь, что и он обгоняет время. Он спорит с Толстым, обогнавшим время, не понимая, что Толстой обогнал время, и что он сам обгоняет время, предлагая «мирную политику» как выход из тупика.

И когда, по преданию, Василий Розанов присутствовал на чтении «Краткой повести об Антихристе», он свалился со стула, изображая колики от смеха. Потом приходит XX век и оказывается, что литература работает. И это окрашивает всё, включая философствующую социологию. Главный упрёк в сторону любого молодого социолога из школы Левады — то, что это литература, а не социология в прямом смысле слова. Но если мы считаем, что все должно быть философией и социологией, тогда это катастрофическое поражение. Есть ли жизнь на Марсе? Мы не знаем, но в интеллектуальной сфере, конечно, есть другие формы жизни, и это необязательно чисто философские формы.

— На вашей странице в «Фейсбуке» вы практически каждым вторым постом призываете подписчиков поддержать проект «Голод». Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это за проект?

— Мы поняли, что хотим рассказать с одной стороны об ужасах массового голода в 20-х годах, а с другой стороны — о солидарности. О том, как та же толстовская идея международной солидарности на почве голода, борьбы с голодом, сработала в XX веке в самом неподходящем, казалось, для этого месте.

Эта идея не моя, а Максима Курникова — заместителя главного редактора на «Эхе Москвы». До этого он работал на «Эхе» в Оренбурге и в Уфе, и для него это история, как для гражданина региона. Он искал, с кем можно сделать проект вместе, а потом вышла книга Сергея Никитина «Как квакеры спасали Россию». И вдруг эти две темы замкнулись, потому что невозможно просто рассказывать историю голода. Она настолько необъятна, что невозможно собрать.

При зарождающейся советской системе в России и в тогдашней Киргизской республике, в её столице Оренбурге, работали сначала английские квакеры, потом «Американская администрация помощи», потом миссия Нансена. И вдруг оказалась, что поверх этих ужасов происходят совершенно неожиданные вещи. Люди срываются с мест. Меня потрясла история, как молодой квакер в Австралии, только что женившийся, через год после свадьбы уезжает в Россию — чтобы помогать голодающим в этой непонятной стране. Среди тех, кто приехал, были левые, сочувствующие коммунистическому движению, но далеко не все. Они ехали по совершенно другим причинам и основаниям, и они дали очень важный опыт. Они не навязывали готовые модели: ни больничного обслуживания, ни помощи голодающим. Они приезжали уже наученные, они знали, что и как делать, но они смотрели на местные условия и старались сделать так, чтоб люди могли сами оказывать друг другу помощь, поддержку и передавали это знание по цепочке.

Власть это приняла. Она боролась с православной церковью, использовала голод для того, чтобы дискредитировать врагов режима от православной церкви до казачества, но она приняла помощь международных организаций. И так получилось, что фактически три голода — 1920–1921 гг., 1930–1933 гг. и 1946–1947 годов — образовали эту страну. Она склеена тремя периодами чудовищного голода. И про один из них мы собираемся рассказать, и там истории совершенно фантастические.

— В Украине память о Голодоморе стала системообразующим фактором. У нас тоже был этот массовый голод, но нет такого внимания к теме. Почему?

— Надо отдать должное украинской общине. Она над этим работала в мире, поэтому мир знает. Но если мир знает про Голодомор, он не знает про не менее страшный голод в Казахстане 1930–1931 годов, где, если я правильно помню, больше 40 процентов населения погибло. Но не было интеллектуального лобби, которое могло бы до мира достучаться и объяснить это. Эта история остаётся в тени. И Америка плохо знает об «Американской администрации помощи» во главе с Джоном Эдгаром Гувером, потому что Гувер — не самая популярная фигура в американской политической системе. Поэтому про то, как американцы помогали во время голода в 20-е годы, в Америке знают не больше, чем в России.

— Заключительный вопрос. Он касается реальности, в которой мы все оказались из-за пандемии. Какой вы дадите прогноз на будущее?

— Что касается пандемии, она, я думаю, к сентябрю следующего года в целом закончится. Время от времени будет возвращаться, потому что это ещё один вирус, с которым мы должны жить. Вакцина, какая бы она ни была, появится. Потихонечку мир начнёт восстанавливать связи, но рухнут несколько очень важных иллюзий для моего поколения.

В моем поколении люди жили с ощущением, что мир преодолевает границы. Что да, они останутся, но будут слабеть. Что человек может принадлежать одной стране, но жить в разных, — у многих моих друзей есть такой опыт. Что стираются противоречия между Восточной и Западной Европой, исторически накопившееся. Это все не подтвердилось, потому что мы действуем всегда прагматически. Романтически можно рассуждать о чем угодно, но когда возникает выбор — помочь своему или помочь чужому, — мы начинаем со своего. И это не потому, что мы эгоисты, а потому, что так устроен мир.

Мы видим, как Западная Европа и Восточная вели себя по-разному, что они как политические институты вынуждены были объединиться, но это были требования бюрократии, а не душевные порывы. И самое в этой ситуации неприятное, что авторитарные режимы справляются с пандемией лучше, чем демократические. Или они сумели сделать вид. Лучше всех справилась самая закрытая страна — Китай. Так это или нет, мы не знаем, поэтому исходим из того, что справилась.

Что касается политических систем, то они все вступили в зону турбулентности. И те, которые делают вид, что ничего не происходит, как мы, и те, которые не делают этого вида.

Мы разговариваем за три дня до победы одного из американских кандидатов. В чем была роль Трампа? Как бы я к нему плохо ни относился, но если искать какой-то прагматический смысл, он пришёл проверить на прочность все институты американской демократии. Нет ни одного института, по которому он не попытался нанести удар. И выяснилось, что некоторые институты рушатся, а некоторые стоят. Прокуратура и суд подтвердили свою независимость и стойкость, а целый ряд политических процессов оказались под ударом. Но это полезно: волк — санитар леса. Главное, чтоб волк больше не хозяйничал. Пришёл, погрыз и до свидания.

Что касается России то, мне кажется, что мы закончили какой-то большой период. Хороший, плохой — не знаю. А новый не начался. Мы зависли в этом промежутке, но какие-то процессы должны пойти очень быстро. Не уверен, что они будут мне нравиться, но они пойдут.

До 2020 года почти два десятилетия страна держалась на почти мистическом присутствии Владимира Путина в каждом доме. Он через телевизор входил в этот дом, вселялся в сознание. И те, кому нравилось, и те, кому не нравилось, выстраивали к нему линию отношения — враждебную или дружественную. А сегодня он исчез, и оказалось, что можно и без него. Он сидит где-то в бункере, виртуально появляется на экране, но это ничего не меняет. Иногда даёт что-то. Я поддерживаю двумя руками, когда по десять тысяч начали выписывать семьям с детьми. Но это мог сделать кто угодно, необязательно он. Зачем нужен президент? Конституция укрепила его полномочия, а на практике? Не Путин лично, а вообще — зачем? Можно обойтись, и это тоже хорошо. Это как Михаил Кутузов — не тот реальный Кутузов, а тот, что у Толстого, он же хорош тем, что ничего не делает. Функция главнокомандующего — не мешать течь историческим процессам так, как они бы текли без него.

— Это как японские топ-менеджеры, которые созерцают горизонт с последнего этажа небоскрёба своей компании и принимают стратегические решения?

— Да, но как в XIX веке. Нас пытаются развернуть в архаику, мне кажется, но архаика уже перестала даже иллюзорно работать. Люди как-то оптимизировались, каждый выживает сам, а солидарность выстраивается групповая. Мы сами выбираем тех, с кем мы хотим быть солидарными. Мне кажется, это хорошо. Но экономически будет очень тяжело.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.