В Ельцин Центре в Екатеринбурге, в зале Свободы Музея Ельцина, 9 марта прошла панельная дискуссия «Состояться в 90-е». Ее участницы – четыре известные екатеринбурженки, начавшие свое восхождение к успеху в трудное для страны время.
Услышать их истории могли все, кто решил провести праздничный день в Ельцин Центре. Представила участниц модератор дискуссии – сотрудник Музея первого президента России Бориса Ельцина Людмила Старостова.
Первая героиня – Надежда Софронова – за двадцать лет создала собственную империю, в составе которой аптечная сеть «Лекарства Урала», салоны ортопедии «Опора и Движение» и сеть салонов оптики «Золотое пенсне» в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.
Следующая героиня – Татьяна Мерзлякова, журналист, общественный деятель, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области. Любопытен факт, что Татьяна Георгиевна –старейший по продолжительности пребывания на своем посту региональный омбудсмен России.
Третья участница разговора – Вера Тарасова, кандидат филологических наук, журналист, писатель, редактор и директор аналитических и глянцевых журналов Издательского дома «АБАК-ПРЕСС»: «Я покупаю», «Телешоу», «Бизнес и жизнь».
Четвертая героиня – Ольга Зайченко, известный благотворитель, блогер, ресторатор, владелица сети салонов красоты «Альтернатива» и сети заведений общепита «Сушкофф», «Конкиста», «Куршевель 1850». В 90-е открыла свой первый ресторан «Ирландский дворик» на первом этаже типовой пятиэтажки.
Заочно к разговору присоединились Наталья Соломеина, дизайнер одежды, создатель Модного дома «Соло-дизайн» и Валентина Огиенко, волейболистка, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России, генеральный директор волейбольного клуба «Уралочка». Интервью с ними были записаны заранее и транслировались на большом экране.
– Очень важно, – подчеркнула ведущая, открывая дискуссию, – что все наши героини стартовали в 90-е в разном возрасте, статусе и в абсолютно разных сферах. Все они состоялись, прочно стоят на ногах и могут нам рассказать, что это значит: состояться в 90-е. Нам было бы интересно не просто услышать их истории, но и поразмыслить над тем, что нам дали эти годы. На основе их рассказов мы попробуем создать образ эпохи, понять, каким было ее женское лицо? Одновременно хотелось бы, чтобы высказались и те, кто пришел сегодня нас послушать. Каким для вас было это время? Нашим участницам я хочу задать вопрос: «С чего для вас начались 90-е. Какое событие определило начало новой эпохи?»
Для Надежды Софроновой 90-е начались в 1989 году, когда стала рушиться государственная система и появились ростки предпринимательской активности в аптечной сфере. Дальновидный начальник отправил ее в Москву учиться на маркетолога, что в дальнейшем ей очень пригодилось. Это было такое время, когда все маркетологи тогда еще Советского Союза буквально знали друг друга в лицо, что также помогло впоследствии заключать необходимые контракты.
– Я начинала в фармацевтической сфере. Было интересное время, для предпринимательства открывались огромные возможности. И я попала в эту струю, – рассказала Надежда. – У меня за плечами было двадцать лет стажа работы в аптечных учреждениях. Другой судьбы я не искала. Мне хотелось развиваться в той специальности, которую я получила в Пермском фармацевтическом институте. Мне до сих пор нравится моя профессия, и я не хотела бы ее менять. В 1996 году мы организовали предприятие – общество с ограниченной ответственностью «Лекарства Урала». В его состав вошли четыре аптеки: это была первая аптечная сеть на весь Екатеринбург. Опыта было много, но весь он был в аптечной сфере. А в сфере предпринимательства – поначалу я даже не знала, где поставить подпись на платежке.
Явным плюсом было то, считает Софронова, что развиваться приходилось вместе со временем. Также ей повезло с первым коллективом, где люди в духе советских традиций были нацелены на работу на одном месте. Все они были профессионалами, и всем им был присущ командный дух. Радовались любым, даже самым незначительным успехам.
Для следующей героини – Татьяны Мерзляковой – 90-е начались с первых демократических выборов делегатов XXVIII съезда КПСС в 1990 году. Именно на этом съезде Борис Ельцин предложил переименовать КПСС в партию демократического централизма и разрешить в ней свободу фракций. Его предложение не встретило поддержки. Попытки демократов добиться преобразования КПСС в демократическую партию парламентского типа к успеху не привели. Тогда Ельцин, а вслед за ним и другие демократически настроенные лидеры, заявили о выходе из КПСС. Все это происходило на глазах Татьяны Георгиевны. Ей на тот момент было 33 года, она состояла в молодежном крыле партии. У делегатов Свердловской области была возможность близко общаться с Борисом Ельциным.
– Сегодня часто слышу, что Ельцин был авторитарен и не прислушивался к чужому мнению. По собственному опыту знаю, что это не так. Прислушивался, проявлял интерес, любил общаться с молодежью, – вспоминала Татьяна Мерзлякова.
Последний, XXVIII съезд КПСС отчетливо показал, что в обществе назрели перемены. События в стране начали бурно развиваться, и через год это была уже совсем другая страна. В 1996 году Татьяна Мерзлякова поддерживала Ельцина на выборах. Она присутствовала на его знаменитой встрече с земляками во Дворце молодежи, была докладчиком и сформулировала черты ельцинского избирателя. 90-е отметились для нее реализованным правом свободно выражать свою позицию. Именно тогда она поняла, какая огромная у нас страна, и какими разными могут быть у людей мнения.
– Ельцина часто обвиняют в развале СССР, – подытожила Татьяна Георгиевна. – Это неправда. Ельцину досталось тяжелейшее наследие. Союз был уже нежизнеспособен. Задача Ельцина была не в том, чтобы предотвратить развал, это было невозможно, а в том, чтобы сделать этот процесс бескровным. И ему это удалось.
Для Веры Тарасовой 90-е начались с поступления в университет. Это было время, когда традиционные жизненные сценарии, определяющие судьбу на многие десятилетия, начали меняться. Многим людям пришлось уйти из профессии, искать работу, выживать всеми возможными способами. Изменилась экономическая ситуация в стране. Денежная реформа превратила стипендию 40 рублей в ничтожную сумму. И будущее уже не казалось столь определенным. Можно было преподавать в школе, заниматься наукой, но прежде всего надо было как-то обеспечивать себя. И это Вере удавалось вполне: ее преподавание аэробики приносило больше денег, чем совокупный доход семьи. Для мамы Веры Тарасовой это время оказалось весьма творческим. Она сменила профессию, научилась шить всё кроме обуви и умудрялась создавать шедевры из ничего.
– Мы всегда выглядели очень хорошо. Мама придумывала, чем нас накормить, как принять гостей. И самым ценным умением в эпоху 90-х оказалось умение выкручиваться. Время было адским в плане напряжения и выживания, – продолжила свой экскурс в 90-е Вера Тарасова, – но оно было прекрасным в плане возможностей. Оказалось, что будущее может быть совершенно другим. Человек может состояться не в той области, не с тем успехом, не с той скоростью и не с той яркостью, как это было предопределено. Поэтому это прекрасное время я всегда буду вспоминать с теплотой и удовольствием.
В двадцать пять лет Вера Тарасова защитила диссертацию. Работала на четырех работах. Спала по четыре часа в сутки, чтобы всё успеть. И только сейчас, считает Вера, у нее появилась возможность немножко отдохнуть. Впрочем, она знала людей, которые продолжали жить по ригидному советскому сценарию и их все устраивало.
– Во все времена, не только в 90-е много зависит от самого человека, – подытожила Вера. – Все, что предлагала мне жизнь, я испробовала, хотя в моем характере нет особых лидерских качеств. Просто я понимала, что выживу или нет, будет моя жизнь яркой, разноцветной, будут ли в ней присутствовать путешествия в разные страны, буду ли я красивой и заметной – все зависит от меня. Не от таланта, не от харизмы, а от моего ежедневного упорства.
Четвертая героиня – Ольга Зайченко – начала свой рассказ с того, что ее история не похожа на предыдущие.
– Для меня 90-е – время принятия решений. Когда началась перестройка, у меня все было прекрасно: я замужем, у меня маленький ребенок, работаю логопедом в детском саду. И мне нравилась моя работа, – рассказала Ольга. – И все-таки я понимала, что необходимо что-то менять. Когда случилась денежная реформа, денег стало не хватать. Мы были молодыми, нам хотелось путешествовать, модно одеваться, вкусно есть. Я приняла нестандартное решение и стала «челноком». Летала в Турцию, Эмираты. Была женщиной с большим мешком. Это было очень трудно, с одной стороны, а с другой – это меня закалило. Познакомилась с огромным количеством людей, которые не хотели ждать милости от государства и предпочли взять всё в свои руки.
Ольга напомнила присутствующим, что в магазинах, как в экспозиции музея Бориса Ельцина, посвященной непопулярным мерам в экономике и пустым прилавкам, не было ничего. Любая потребность в одежде, обуви, косметике, лекарствах, средствах гигиены, становилась проблемой.
– Совершенно не стыжусь, что стала «челноком», – подчеркнула четвертая участница дискуссии. – Со мной рядом были люди с высшим образованием, инженеры, учителя. Они занялись этим потому, что не видели другой возможности заработать на достойную жизнь.
За три года Ольга «сколотила» стартовый капитал. Она не тратила деньги на себя, а целенаправленно откладывала на своё дело. География полетов расширилась, затем к бизнесу присоединился муж. От розничной продажи перешли к опту. А в 1995-м Ольга открыла свое кафе «Ирландский дворик», который вот уже двадцать с лишним лет радует горожан вкусной европейской кухней. Потом появились другие ресторанные проекты.
Из интервью Натальи Соломеиной слушатели узнали, что создать свой Модный дом ее подвигло катастрофическое отсутствие денег. Их не хватало даже на еду. В середине 90-х у нее появилось свое небольшое швейное производство. Поднять его на ноги помогли многочисленные дизайнерские конкурсы, участие в которых тогда еще было бесплатным, а премии весьма солидными. Со своими коллекциями Соломеина объездила всю страну. Особенно Наталье запомнился конкурс профессиональных художников-модельеров имени Надежды Ламановой, который с 1994 года проводит Дом моды Славы Зайцева. Он помог состояться многим начинающим дизайнерам в России.
Валентина Огиенко с экрана рассказала слушателям о том, что происходило со спортом в 90-е годы. Появилась возможность не только чаще выезжать за рубеж, но и заключать первые коммерческие контракты со спортивными клубами. Открылись границы, появилось множество новых возможностей.
Количество появившихся в 90-е новых возможностей отметили все участники дискуссии. Коллективный портрет эпохи у известных, успешных женщин Екатеринбурга получился весьма разнообразным, но отметились и общие черты. Во-первых, возможности, которые подарило время. Во-вторых, не желание заработать деньги ради денег, а начать собственное дело. В-третьих, желание, чтобы дело это не просто приносило доход, но и развивалось, и было лучшим. В-четвертых, обязательный личный интерес, личное участие в проектах. ставка на команду единомышленников. Для всех участниц люди были главным ресурсом, независимо от того, были ли они коллегами, друзьями или товарищами по несчастью. В-пятых, шестых и так далее любопытство, жажда знаний и новых впечатлений, желание расти и развиваться. Эти качества в любую эпоху заставляли женщин срываться с насиженных мест, отклоняться от привычных сценариев, раздвигать границы уютных мирков и становиться частью истории. В нашем случае, истории 90-х.