9 мая в Ельцин Центре: кино, стихи и проза о войне

12 мая 2024 г.Татьяна Филиппова
9 мая в Ельцин Центре: кино, стихи и проза о войне

В Ельцин Центре ко Дню Победы подготовили специальный проект из цикла «Из музея в кино» — лекцию куратора цикла, доцента УрФУ им. Б.Н. Ельцина, киноведа Лилии Немченко и показ трёх культовых фильмов о войне — «Судьба человека», «Белорусский вокзал» и «Порох». А в зале Свободы Музея Бориса Ельцина 9 мая актёры Театральной платформы «В Центре» читали стихи и прозу о войне.

В «Лабиринте истории ХХ века» наряду с документами, фотографиями и предметами эпохи, посетителей встречают фрагменты фильмов разных лет. Эти видеоцитаты отражают разные периоды в истории России и убедительно дополняют музейную экспозицию. Лекция «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа» посвящена фильмам о Великой Отечественной войне, лучшим в отечественном кинематографе.

Лекция началась с показа фрагмента из фильма «Два бойца», в котором Марк Бернес исполняет песню «Тёмная ночь». Это фильм 1943 года — следует отметить, что во время Великой Отечественной войны было выпущено около ста игровых картин, хотя на первом месте было всё же документальное кино. В 1943 году образовалась Свердловская киностудия, которая стала опорным центром документального кино.

— Я не случайно начала лекцию именно с этого фильма, после которого становятся понятны слова Евгения Марголита, одного из лучших историков кино, который сказал несколько лет назад, что надо наложить вето на съёмки современного кино о Великой Отечественной войне. Когда смотришь «Два бойца», то понимаешь, что такая подлинность более невозможна, — как невозможен итальянский неореализм в сегодняшнем современном итальянском кино. Самое любопытное, что из фильмов, которые снимались в 40-е годы, хотя их было достаточно, действительно народных осталось не так много. Они исчезают из телевещания. Я уже и не помню, когда последний раз показывали «Двух бойцов». Так уж сложилось в истории, что война становится плодотворным материалом для искусства. Так, война между Севером и Югом в Америке вдохновила лучшее в американском кинематографе — от «Рождения нации» до «Унесённых ветром».

Лилия Михайловна подчеркнула, что фильмы, которые снимались во время войны, были очень личными историями. В них не рассказывалось о масштабных сражениях или великих полководцах. Отступал от заданной рамки фильм «Великий перелом» Марка Эрмлера, снятый им в 1945 году и получивший гран-при Каннского кинофестиваля. Он предлагал иной взгляд: война — время полководцев. Даже «В шесть часов вечера после войны», снятый в 1944-м, за год до её окончания, был прежде всего фильмом про человека.

Короткий период оттепельного кино сместил акцент с батальных сцен на личную историю человека. «Дом, в котором я живу» Льва Кулиджанова и «Летят журавли» Михаила Калатозова рассказывают в первую очередь о судьбе человека. К «Журавлям» было много претензий. Не от партийных органов, а от рядовых зрителей. Их возмущала финальная сцена фильма, когда главная героиня у Белорусского вокзала раздаёт букеты фронтовикам. Зрители спрашивали, почему предательница Вероника радуется вместе с теми, кто дождался своих мужей, отцов и братьев с войны. В этом коренное отличие военного кинематографа от оттепельного, считает лектор. В оттепельном кино человек имеет право на ошибку. В военном кинематографе 40-х ни о каких ошибках не могло быть и речи.

Баталии в кино на время отходят на второй план.

— Хотя кинематографисты помнят, что премию «Оскар» получил фильм 1942 года, посвящённый битве за Москву, — напоминает Лилия Михайловна.

Баталии вернутся в нулевые годы вместе с компьютерной графикой. Современное кино о войне больше напоминает компьютерную игру. Это имел в виду Евгений Марголит, когда предлагал наложить вето на съёмки фильмов о войне.

Строчки Михаила Кульчицкого «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа» подводит к рассказу о фильмах, которые совершили переворот в отечественном кино. Основанием к этому послужила лейтенантская проза, написанная людьми, которые были участниками войны.

— «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова. Его режиссёрский дебют «Пядь земли» был сделан по прозе Григория Бакланова. Фильм о работе не генералов, а лейтенантов и рядовых. Очень медленное кино, которое невозможно пересказать. Хрущёв говорил о таком: «ни о чём». Правда, имел в виду фильмы «Я шагаю по Москве» и «Мне двадцать лет». Топал ногами и кричал: «Что это за кино, где молодые люди болтают, шляются и ничего не делают?» «Пядь земли» 23-летнего Андрея Смирнова — про мироощущение молодого человека, лейтенанта, про его работу, про то, что смерть не всегда бывает героической, она может быть случайной, и от этого ещё страшнее. Всё в лучших традициях русской психологической прозы, перенесённой на экран.

В 1967 году выходит фильм Владимира Мотыля, нашего земляка, «Женя, Женечка и Катюша» — фильм, который вызвал негодование критиков. И если бы не военные, которые заступились за фильм, неизвестно, какой была бы его судьба. Прежде чем взяться за «Звезду пленительного счастья», Мотылю посоветовали снять что-то более актуальное, например про Великую Отечественную войну. Он выбрал повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!», которая послужила литературной основой для фильма. Это была одна из первых цветных картин о войне. Главного героя, мальчика с Арбата, вечно попадающего в комические ситуации, сыграл Олег Даль. Фильм обвиняли в отсутствии героики: где атаки, где сражения, где подвиги? Но фильм всё-таки вышел. За год его посмотрели 25 миллионов человек. И ничьих чувств он не оскорбил.

Следующее десятилетие отметилось поиском новой правды о войне, о тех вещах, которые замалчивались официально. Фильм Элема Климова «Иди и смотри» долго не выходил на экраны по причине своей невероятной жёсткости. Война была жестокой, но об этом не принято было говорить. В 1971 году Алексей Герман-старший снимает своё дебютное кино «Проверка на дорогах» — честное и жестокое. Оно ложится на полку на полтора десятка лет.

— Если бы он вышел в своё время, наверное, история кино о войне была бы другой. Герману вменялась апология предательства, неподобающий вид партизан. Разве могут быть наши партизаны голодными, грязными и дурно пахнуть? Где их накрахмаленные воротнички? Мы сейчас посмотрим лучший фрагмент из всего, что сделано о войне. Партизаны хотят взорвать мост, по которому доставляется оружие. Они делают закладку, но в момент прохождения поезда под ним проплывает баржа с несколькими сотнями русских военнопленных. И командир партизанского отряда отказывается взрывать. Это удивительный по своей правде эпизод. Герману удалось договориться с одной из колоний, и в нём снимались реальные заключенные, — рассказала лектор.

В 80-е годы возник интерес к исследованию неудобных тем о самых разных аспектах войны. Этот ракурс оправдает себя и в нулевые годы нового столетия. В 2008 году выходит фильм, прекрасного режиссёра, оператора, фронтовика Петра Тодоровского «Риорита». У фильма не было проката, его показали по телевидению один раз. Начался шквал невероятных возмущений.

— Режиссёра обвиняли в очернительстве, а ведь Тодоровский держал эту историю всю жизнь Он уже снял замечательный «Военно-полевой роман», который и по сей день имеет большой зрительский успех, а за эту историю из личной биографии о том, какими разными бывают судьбы на войне, взялся только в конце жизни. На этом мы ставим точку с запятой в нашем обсуждении, — подытожила Лилия Михайловна. — И приступаем к просмотру корпуса лучших фильмов о войне, которые подобрал для нас Ельцин Центр.

В это же время в зале Свободы разворачивалось художественное действо «На улицах не было неба» в исполнении актёров Театральной платформы «В Центре» — Ростислава Ганеева, Виктории Семёновой и Андрея Папшева. Стихи и проза о любви, дружбе и одиночестве, жизни и смерти словами людей, переживших самую страшную войну в истории человечества. В заглавие «На улицах не было неба» вынесена строка из стихов Геннадия Гора — поэта Блокады, продлившейся 872 дня и унёсшей жизни более 650 тысяч человек только гражданского населения.

Страшное время блокады было описано поэтом и журналисткой ленинградского радио Ольгой Берггольц, автором слов, высеченных на стене Пискарёвского кладбища: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Прозвучали строчки о тяготах госпитальной жизни, когда врачи и медсёстры буквально падали с ног от усталости, из книги нобелевского лауреата, писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Актёры читали лучшее из фронтовых прозы и поэзии Александра Межирова, Алика Ривина, Бориса Лапина, Булата Окуджавы, Арсения Тарковского, Яна Сатуновского, Бориса Слуцкого, Всеволода Багрицкого, Виктора Некрасова, Александра Твардовского, Алеся Адамовича. Задокументированные рассказы повзрослевших до срока детей о жизни на оккупированных территориях.

Но самыми пронзительными из этого и без того непростого чтения стали воспоминания 56-летнего белорусского крестьянина Иосифа Каминского, потерявшего в пожаре Хатыни всю свою семью:

«Я сыну говорю: „Упирайся в стену ногами и руками, упирайся!..“ А тут двери раскрылись. Раскрылись двери, а люди не выходят, не выбегают. Что такое? А это стреляют там в дверях, стреляют, говорят. А крик такой, что стрельбы той, что стуку того и не слышно. Известное дело, горят люди, огонь на головы да дети — такой крик, что… Я сыну говорю: „По головам как-нибудь, по головам выбирайтесь!“ Подсадил его. А сам понизу, меж ног. А на меня убитые и навалились. Навалились на меня убитые, продохнуть нельзя. Двигаю плечами — тогда я здоровше был, — стал ползти. Только к порогу, а крыша и обвалилась, упала, огонь на всех!.. Я еще выполз, а ко мне подбегает немец и ка-ак прикладом — зубы мои и убежали. И сын тоже успел выбежать, ему только голову чуть-чуть обсмалило, волосы обгорели. Отбежал метров пять — его и положили из пулемета… Я сына стал тащить, потянул, а уже и кишки за ним… Только спросил еще, жива ли мама, сестра… Не дай бог никому, кто на земле живет…»

Прочитанные страницы с текстами Лидии Гинзбург, Виктора Астафьева, Николая Никулина, Юрия Левитанского, Ольги Берггольц превращались в фигурки голубей, выполненных в технике оригами. Белые голуби мира разлетались по залу Свободы и зрители уносили их с собой.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.