В Ельцин Центре в Екатеринбурге 14 мая открылась выставка фотографий из личного архива легендарной Генриетты Перьян «Оттепель. Фото на память». На сделанных не по заказу, а «для души» снимках – дух времени, особая культурная атмосфера 60-х годов и лица тех, кто стал символами самых живых советских лет.
Генриетта Перьян не считает себя фотографом, её профессия – кинооператор. Студенткой ВГИКа она попала на съёмки знакового фильма Оттепели «Застава Ильича» режиссёра Марлена Хуциева и на съёмочной площадке познакомилась с Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной. Тогда же сделала свои первые – теперь уже знаменитые – фотографии.
Позже, работая на Волгоградском телевидении, Перьян пользовалась любой возможностью вырваться в Москву, чтобы побывать на поэтических вечерах, репетициях и спектаклях легендарного театра на Таганке, просто дома у поэтов и актёров, которые стали её друзьями. Фотоаппарат всегда был при ней.
– В фотографиях Генриетты самое главное – это атмосфера Оттепели, которую она каким-то чудесным образом заставила замереть на снимках, но её снимки – абсолютно живые. Кажется, что мы заглянули в замочную скважину и увидели этих людей, которые снимают потрясающее кино, пишут потрясающие стихи, – отметила первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Людмила Телень, которая вместе с Екатериной Шольц выступила в роли куратора выставки.
Людмила Телень на церемонии открытия также подчеркнула, что новая экспозиция, посвящённая эпохе 60-х, – продолжение большого проекта Ельцин Центра, посвящённого 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
– Оттепель – это очень важный исторический момент для понимания того, что значила для всей страны победа, и ощущения того, что эта победа дала людям. Должно было пройти довольно много времени, прежде чем пришло осознание того, что такое мирная и свободная жизнь. Случилось это не только потому, что прошло время, и раны затянулись, но и из-за политических изменений в стране, – подчеркнула Телень. – XX съезд и доклад Хрущёва принесли ослабления жёсткого режима Сталина, и люди действительно вздохнули полной грудью. Оттепель отмечена каким-то удивительным подъёмом культуры, и, глядя на снимки Генриетты Перьян, легко понять, какой была атмосфера в стране. Это живая жизнь, это её живые герои.
На представленных на выставке снимках Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Геннадий Шпаликов, съёмки «Заставы Ильича», Таганка и «Современник». А случайные ракурсы, не вымученные под прицелом объектива улыбки, живые жесты лучше всяких постановочных кадров и пафосных слов передают свежее дыхание Оттепели.
На одной из выставочных конструкций в пространстве Атриума Ельцин Центра, которые перекликаются по цвету с молодой весенней листвой, – стихи «шестидесятников», собиравших на свои выступления стадионы и ставших неофициальными послами Оттепели во всём мире. Они напечатаны на советской пишущей машинке «под копирку» в четыре экземпляра.
Генриетта Перьян в течение нескольких месяцев долго и терпеливо работала над выставкой, во всём помогая специалистам Ельцин Центра, и, конечно же, приехала в Екатеринбург на церемонию открытия. Она призналась, что её всю жизнь тянуло к умным, талантливым, сильным и правдивым людям, ей были интересны несущие мысль – писатели, журналисты, критики и, конечно, поэты. Отношения с Андреем Вознесенским и Робертом Рождественским, начавшись в 1961 году, продлились всю жизнь.
– Видно, такой у меня характер: всегда быстро знакомилась и сходилась с людьми, – отметила Перьян. – Мой интерес к людям на этих снимках понятен, но вот теперь я задалась вопросом, на чём же держался их интерес ко мне? Почему они почти полвека поддерживали отношения со мной? Причём к некоторым я была не только вхожа в дом, но и плотно дружила с их семьями. До сих пор у меня прекрасные отношения с младшей дочерью Роберта Рождественского – Ксенией.
Первым посетителям выставки Генриетта Перьян, родившаяся в июле 1941 года, рассказала о своём тяжёлом военном и послевоенном детстве, гибели на фронте отца, эвакуации, о том, как ради поступления во ВГИК два года работала ассистентом на областном телевидении и сумела накопить на свой первый фотоаппарат.
Перьян считает, что её фотографии ничего, кроме документальности, не несут, поскольку снимать начала ради того, чтобы показать своим родным, знакомым и коллегам бурлящую культурную жизнь столицы. В Сталинграде (так тогда назывался Волгоград) центрального телевидения не было, люди лишь из газет узнавали о ярких театральных премьерах, выставках и зачастую даже не знали, как выглядят многие известные на всю страну люди.
– Ни один из снимков, которые вы видите на этой выставке, я не сняла по заданию или будучи в Москве в командировке, – подчеркнула Перьян. – Я специально проверила несколько раз по списку.
В разговоре с журналистами перед открытием, конечно же, прозвучала история о её знаменитом свитере, на рукаве которого было вышито Voznesensky, а на груди и спине вывязаны рисунки обложек его книг «Ахиллесово сердце» и «Антимиры». В нём Генриетта пришла на премьеру поэтории Андрея Вознесенского и Родиона Щедрина в Большой зал Консерватории и позже стала героиней репортажа корреспондента «Нью-Йорк таймс».
Воспоминания Перьян о самых знаковых событиях эпохи 60-х – съёмки фильма «Застава Ильича», первый вечер поэзии на ледовой арене в Лужниках, собравший 14 тысяч человек, – дополняют, поясняют и проясняют её фотографии, представленные на выставке.
Оттепель закончилась в 1965 году, но это не произошло в одночасье. Настроения Оттепели, её темы, её поэзия продолжали жить в книгах, фильмах, спектаклях «Современника» и Таганки до начала 70-х. И это тоже засвидетельствовала фотокамера Генриетты Перьян.
Выставку «Оттепель. Фото на память. Из личного архива кинооператора Генриетты Перьян» можно будет увидеть в Атриуме Ельцин Центра каждый день до 22 июня. Вход свободный.