40 лет вместе: «Наталия Солженицына. Встреча»

24 сентября 2024 г.Татьяна Филиппова
40 лет вместе: «Наталия Солженицына. Встреча»

В Ельцин Центре в Екатеринбурге 24 августа документалист Елена Якович представляла второй фильм из трилогии «Наталия Солженицына. Встреча», снятый к 85-летию вдовы писателя Александра Солженицына.

Елена Якович — режиссёр-документалист, автор фильма «Прогулки с Бродским», фильмов об Александре Галиче, Василии Гроссмане, Андрее Сахарове, Сергее Довлатове. Лауреат премии «ТЭФИ», призёр российских и зарубежных кинофестивалей, обладатель почётного приза «За выдающийся вклад в развитие еврейского кинематографа в России», автор нескольких книг.

Героиня фильма Наталия Дмитриевна Солженицына, дала согласие рассказать о своей жизни и их общей с Александром Исаевичем судьбе ещё пять лет назад. Из материала складывалась трилогия: жизнь до Солженицына, встреча и годы в СССР, изгнание и возвращение.

Для показа в Екатеринбурге Елена выбрала центральную, самую пронзительную, самую личную её часть — от встречи в августе 1968 года до марта 1974-го, когда Наталия Дмитриевна закрыла дверь своей московской квартиры, думая, что навсегда.

Съёмки происходили в той самой квартире в Козицком переулке, куда Солженицын приезжал к ней, не имея права жить постоянно без московской прописки, где родились их сыновья, где тайно делали фотокопии «Архипелага ГУЛАГа» и откуда его увели в феврале 74-го. Этих шести лет, включивших историю любви, Нобелевскую премию и охоту КГБ за писателем, по насыщенности и драматизму хватило бы на сотню жизней, но посреди водоворота страстей и исторических событий эти двое выстояли потому, что были вместе.

Сто минут волнующего, очень откровенного повествования от женщины, которая посвятила свою жизнь служению таланту великого русского писателя Александра Солженицына. В интервью, конечно, были вопросы, но в фильме их нет, и поэтому рассказ звучит как монолог, в который уложились несколько лет их жизни в Москве.

После показа состоялось обсуждение с режиссёром фильма. Елена рассказала, что третья часть ещё не готова. Она планирует заняться ею предстоящей осенью. Это такая трудная, кропотливая работа, что она решила взять небольшой внутренний перерыв.

— Мне было важно донести сделанное до Наталии Дмитриевны. Мы готовили вторую часть к её юбилею. Мне хотелось, чтобы фильм посмотрели их дети: Игнат, Степан и Ермолай. На них это произвело сильное впечатление. Они сидели в первом ряду — большие, красивые — и плакали. С Игнатом я встречалась в Вермонте, случайно так вышло, была рядом, позвонила. Он меня принял. Замечательный музыкант, дирижёр Филадельфийского оркестра, — рассказала Елена.

Зрители обратили внимание на музыкальное оформление фильма и интересовались, почему режиссёр выбрала именно Моцарта.

— Я почему-то сразу решила, что хочу использовать в фильме двадцатый концерт Моцарта. Пошла в зал Чайковского, где его исполняла Элисо Вирсаладзе. Вообще-то под классику нельзя делать фильмы, они сразу превращаются в научпоп. Но пока я слушала этот двадцатый концерт, я увидела всю жизнь Наталии Дмитриевны и то, что она мне рассказывала. Всё идеальным образом совпало. Как раз когда я была в Вермонте, мы говорили с Игнатом о классике. Александр Исаевич любил немецкую классическую музыку. Игнат исполнял Брамса. Мы говорили о Бетховене. Он удивился моему выбору: почему именно двадцатый концерт Моцарта? Сама Наталья Дмитриевна больше любит двадцать первый. Тогда Игнат предложил записать концерт в его исполнении. Когда он прислал видео, всё окончательно сошлось, — призналась Елена зрителям.

Она также рассказала, что не решена эфирная судьба первого фильма трилогии.

— Сделаем третью часть, а там посмотрим. Наталия Дмитриевна просила меня рассказать про вашу реакцию. Я расскажу. Когда она смотрела фильм, то очень волновалась. В том месте, где она рассказывает про арест, она едва сдерживает слёзы и даже перестаёт называть мужа Александром Исаевичем, а называет его по-домашнему — Саней. Конечно, ей было сложно переживать всё заново, тем более в той самой квартире, где всё напоминает о нём, — пояснила автор.

Зрителей интересует всё, в том числе и судьбы детей Солженицыных. Известно, что сын от первого брака Наталии Дмитриевны — Митя — умер в 32-летнем возрасте в США и похоронен в Вермонте.

— Трое их совместных детей вернулись с родителями на Родину. Все они получили хорошее образование. Степан и Ермолай заняты в финансовой сфере. Игнат вернулся в США: там у него было больше возможностей. На юбилей матери в июле этого года приехали все, какое-то невероятное число внуков и правнуков. Шестнадцать человек, — подытожила Елена.

Участники отметили, что Наталия Дмитриевна — сильная, волевая женщина. Такая и должна была быть рядом с таким выдающимся человеком, как Александр Исаевич. Она и сегодня посвящает ему свою жизнь. Готовит к печати очередное издание, где будут ранее не публиковавшиеся тексты и документы, сверяет даты и факты. Она сложный, совершенно особенный человек. «Как вы нашли к ней подход?» — спрашивали Елену зрители.

— Доверительного разговора могло и не сложиться. Прежде чем мы стали общаться, у меня было несколько другое представление о ней. Доверие возникло, когда она узнала, что мы учились в одной школе. И хотя мы не общались плотно эти пять лет, но шла подготовка — созванивались, списывались, что-то обсуждали, потихоньку возникло доверие. Любопытно, что самые откровенные куски — про Север, про то, как складывался их роман, — были записаны в последний день, в той самой квартире.

И вот операторское чутьё: то, где она сидела, в холле, было дико неудобное место, нам всё время хотелось её пересадить. Рядом было большое зеркало, всё в нём отражалось и переворачивалось. Но вот я сейчас ещё раз посмотрела и поняла, что мы правильно выбрали место. Она как бы в центре всего, всё рядом, на расстоянии вытянутой руки, и она показывает. Такого эффекта не возникло бы, посади мы её в другое место. Закончив вот эту последнюю, самую важную тему, она вдруг сказала: «Зачем я на всё это согласилась?» Это прозвучало как продолжение текста. Конечно, это был трудный разговор, откровенный, тяжёлый для неё. Мы писали Наталию Дмитриевну семь месяцев, где-то забегали вперёд, в чём-то повторялись. При этом нам было важно соблюсти хронологию. И ещё мы хотели успеть к её юбилею, — рассказала Елена Якович.

Елена пригласила участников киноклуба на свои фильмы, посвящённые Анне Ахматовой и Александру Галичу, которые должны были показываться в последующие дни.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.