В Ельцин Центре в Екатеринбурге 24 августа документалист Елена Якович представляла второй фильм из трилогии «Наталия Солженицына. Встреча», снятый к 85-летию вдовы писателя Александра Солженицына.
Елена Якович — режиссёр-документалист, автор фильма «Прогулки с Бродским», фильмов об Александре Галиче, Василии Гроссмане, Андрее Сахарове, Сергее Довлатове. Лауреат премии «ТЭФИ», призёр российских и зарубежных кинофестивалей, обладатель почётного приза «За выдающийся вклад в развитие еврейского кинематографа в России», автор нескольких книг.
Героиня фильма Наталия Дмитриевна Солженицына, дала согласие рассказать о своей жизни и их общей с Александром Исаевичем судьбе ещё пять лет назад. Из материала складывалась трилогия: жизнь до Солженицына, встреча и годы в СССР, изгнание и возвращение.
Для показа в Екатеринбурге Елена выбрала центральную, самую пронзительную, самую личную её часть — от встречи в августе 1968 года до марта 1974-го, когда Наталия Дмитриевна закрыла дверь своей московской квартиры, думая, что навсегда.
Съёмки происходили в той самой квартире в Козицком переулке, куда Солженицын приезжал к ней, не имея права жить постоянно без московской прописки, где родились их сыновья, где тайно делали фотокопии «Архипелага ГУЛАГа» и откуда его увели в феврале 74-го. Этих шести лет, включивших историю любви, Нобелевскую премию и охоту КГБ за писателем, по насыщенности и драматизму хватило бы на сотню жизней, но посреди водоворота страстей и исторических событий эти двое выстояли потому, что были вместе.
Сто минут волнующего, очень откровенного повествования от женщины, которая посвятила свою жизнь служению таланту великого русского писателя Александра Солженицына. В интервью, конечно, были вопросы, но в фильме их нет, и поэтому рассказ звучит как монолог, в который уложились несколько лет их жизни в Москве.
После показа состоялось обсуждение с режиссёром фильма. Елена рассказала, что третья часть ещё не готова. Она планирует заняться ею предстоящей осенью. Это такая трудная, кропотливая работа, что она решила взять небольшой внутренний перерыв.
— Мне было важно донести сделанное до Наталии Дмитриевны. Мы готовили вторую часть к её юбилею. Мне хотелось, чтобы фильм посмотрели их дети: Игнат, Степан и Ермолай. На них это произвело сильное впечатление. Они сидели в первом ряду — большие, красивые — и плакали. С Игнатом я встречалась в Вермонте, случайно так вышло, была рядом, позвонила. Он меня принял. Замечательный музыкант, дирижёр Филадельфийского оркестра, — рассказала Елена.
Зрители обратили внимание на музыкальное оформление фильма и интересовались, почему режиссёр выбрала именно Моцарта.
— Я почему-то сразу решила, что хочу использовать в фильме двадцатый концерт Моцарта. Пошла в зал Чайковского, где его исполняла Элисо Вирсаладзе. Вообще-то под классику нельзя делать фильмы, они сразу превращаются в научпоп. Но пока я слушала этот двадцатый концерт, я увидела всю жизнь Наталии Дмитриевны и то, что она мне рассказывала. Всё идеальным образом совпало. Как раз когда я была в Вермонте, мы говорили с Игнатом о классике. Александр Исаевич любил немецкую классическую музыку. Игнат исполнял Брамса. Мы говорили о Бетховене. Он удивился моему выбору: почему именно двадцатый концерт Моцарта? Сама Наталья Дмитриевна больше любит двадцать первый. Тогда Игнат предложил записать концерт в его исполнении. Когда он прислал видео, всё окончательно сошлось, — призналась Елена зрителям.
Она также рассказала, что не решена эфирная судьба первого фильма трилогии.
— Сделаем третью часть, а там посмотрим. Наталия Дмитриевна просила меня рассказать про вашу реакцию. Я расскажу. Когда она смотрела фильм, то очень волновалась. В том месте, где она рассказывает про арест, она едва сдерживает слёзы и даже перестаёт называть мужа Александром Исаевичем, а называет его по-домашнему — Саней. Конечно, ей было сложно переживать всё заново, тем более в той самой квартире, где всё напоминает о нём, — пояснила автор.
Зрителей интересует всё, в том числе и судьбы детей Солженицыных. Известно, что сын от первого брака Наталии Дмитриевны — Митя — умер в 32-летнем возрасте в США и похоронен в Вермонте.
— Трое их совместных детей вернулись с родителями на Родину. Все они получили хорошее образование. Степан и Ермолай заняты в финансовой сфере. Игнат вернулся в США: там у него было больше возможностей. На юбилей матери в июле этого года приехали все, какое-то невероятное число внуков и правнуков. Шестнадцать человек, — подытожила Елена.
Участники отметили, что Наталия Дмитриевна — сильная, волевая женщина. Такая и должна была быть рядом с таким выдающимся человеком, как Александр Исаевич. Она и сегодня посвящает ему свою жизнь. Готовит к печати очередное издание, где будут ранее не публиковавшиеся тексты и документы, сверяет даты и факты. Она сложный, совершенно особенный человек. «Как вы нашли к ней подход?» — спрашивали Елену зрители.
— Доверительного разговора могло и не сложиться. Прежде чем мы стали общаться, у меня было несколько другое представление о ней. Доверие возникло, когда она узнала, что мы учились в одной школе. И хотя мы не общались плотно эти пять лет, но шла подготовка — созванивались, списывались, что-то обсуждали, потихоньку возникло доверие. Любопытно, что самые откровенные куски — про Север, про то, как складывался их роман, — были записаны в последний день, в той самой квартире.
И вот операторское чутьё: то, где она сидела, в холле, было дико неудобное место, нам всё время хотелось её пересадить. Рядом было большое зеркало, всё в нём отражалось и переворачивалось. Но вот я сейчас ещё раз посмотрела и поняла, что мы правильно выбрали место. Она как бы в центре всего, всё рядом, на расстоянии вытянутой руки, и она показывает. Такого эффекта не возникло бы, посади мы её в другое место. Закончив вот эту последнюю, самую важную тему, она вдруг сказала: «Зачем я на всё это согласилась?» Это прозвучало как продолжение текста. Конечно, это был трудный разговор, откровенный, тяжёлый для неё. Мы писали Наталию Дмитриевну семь месяцев, где-то забегали вперёд, в чём-то повторялись. При этом нам было важно соблюсти хронологию. И ещё мы хотели успеть к её юбилею, — рассказала Елена Якович.
Елена пригласила участников киноклуба на свои фильмы, посвящённые Анне Ахматовой и Александру Галичу, которые должны были показываться в последующие дни.