Музей Бориса Ельцина 21 января необычным образом завершил выставку «300 кадров», где были представлены результаты работы молодёжной медиалаборатории к юбилею Екатеринбурга. Авторы предложили всем желающим забрать на память понравившиеся им экспонаты.
Практически вся выставочная фотоинсталляция из 300 кадров, созданная молодыми авторами Данилой Калташёвым, Мариной Бызовой, Надеждой Мингалёвой, Александрой Ольховой, Софьей Елоховой, Мариам Катамадзе, Дмитрием Захаровым, Анной Колобовой и Марией Яхиной, не отправилась в архив, а получила вторую жизнь у новых владельцев.
Проект «300 кадров» не только стал финалом мероприятий Музея Бориса Ельцина, посвящённых 300-летию Екатеринбурга, но и продолжил развивать новый выставочный формат, предполагающий вовлечение посетителей в формирование экспозиций, создание музейного продукта.
– Это уже вторая партисипаторная выставка, которую делает отдел музейной педагогики, и ещё один наш шаг в развитии культуры соучастия, привлекающей публику в наши «внутренние» процессы, – пояснила директор музея Анна Бородулина. – Мы стремимся к тому, чтобы в наших стенах существовали и развивались проекты, где молодёжь может представить своё видение, свой взгляд, стать соавтором в создании какой-либо экспозиции. Проект позволил участвующим в нём подросткам не только плотно погрузиться в жизнь города и изучить его историю, но и научил об этой истории и своих эмоциях говорить.
По её словам, организация подобных выставок – это очень непростая работа, поскольку сотрудникам музея важно сохранить уважение к мнению и видению авторов, но при этом необходимо направить их действия в профессиональное русло, поскольку выставка – это определённый стандарт высказывания. И очень важно соблюсти этот баланс, не задушив идеи, эмоции и порывы участников.
Первым партисипаторным проектом, над которым в прошлом году работал отдел музейной педагогики, стала открывшаяся в начале июня выставка «На связи!», а уже осенью кураторы Екатерина Трапезникова и Роман Сырчин при активной поддержке мастерской Kinolook в лице Алены Тремазовой, Дмитрия Лобанова и Ивана Жданова начали подготовку выставки «300 кадров», исследующей многообразные аспекты современного состояния Екатеринбурга, выраженные через личную историю молодых авторов.
В течение двух месяцев участники и кураторы медиалаборатории исследовали различные стороны города: его звуки и цвета, послания на стенах, ритмы городской архитектуры, обратную сторону фасадов известных зданий. Задумывались о вечном и меняющемся в городском пространстве, переосмысляли собственные места силы и собирали единый портрет Екатеринбурга.
Екатерина Трапезникова, возглавляющая отдел музейной педагогики, отмечает, что в итоге выставка, где было представлено 300 кадров из восьми фильмов участников, художественными приёмами видеоарта через собственные ощущения и размышления авторов помогла определить, «что есть» современный Екатеринбург, показала очень разные взгляды на город и горожан.
Фильм и фотоинсталляция Марии Яхиной, которая уже второй раз участвовала в партисипаторном проекте Музея Бориса Ельцина, получила название Dinosaurs and the city! Это история взросления, показывающая как время меняло восприятие автором городских пространств. Александра Ольхова и её работа «Здесь был смысл» с необычным монтажным решением показала неформальную сторону города.
Проект «343 ВРМ» Софьи Елоховой был посвящён необычным городским ракурсам и был подчёркнут специально созданным битом и разнообразной инструментальной музыкой. Надежда Мингалёва обратилась к поэзии Бориса Рыжего и поэтике Владимира Маяковского через цвет в работе «Екатеринбург – серый\рыжий город». Серый – индустриальный, рабочий, многовековой. Рыжий – озорной, хулиганский, свободный.
«Изнанку» городских зданий, ритм, звучание и вид спрятанной за фасадом инфраструктуры, за счёт которой существует, «живёт и дышит» любое сооружение, показала Анна Колобова. Данила Колташёв назвал свою работу «Портрет» и показал фотографии екатеринбуржцев с Екатеринбургом.
Научить горожан слышать город пыталась Марина Бызова. «О чём говорит город, о чём кричат стены» – это «высказывания» города языком вывесок, табличек, дорожных знаков, рекламы и расписанных закоулков. «Город шутит с нами, выставляя противоречащие друг другу вывески. Он пытается воспитывать нас табличками и дорожными знаками. Он разрешает нам быть художниками, выплескивающими душевную боль, когда подставляет бетонное плечо под наши слёзы и кисти», – так автор описала свою работу.
Мариам Катамадзе и Дмитрий Захаров исследовали пешеходный центр Екатеринбурга в работе «СБНТ» и задались вопросом: улица Вайнера – это красочный центр города или место, где царит безвкусица? Авторы пытались через интервью выяснить отношение горожан к «уральскому Арбату» и показали своё видение популярного городского пространства через призму палитры цветов.
В процессе подготовки выставки «300 кадров» участники проекта прослушали лекции профессионалов мастерской Kinolook, поучаствовали в мастер-классах по съёмке, монтажу, звуку и режиссуре.
Екатерина Трапезникова уверена, что подобные важные проекты, привлекающие подростков к созданию выставок или каких-то специальных мероприятий и позволяющие услышать их «голоса» в пространстве Музея Бориса Ельцина, станут частью работы отдела музейной педагогики и в текущем году.
В день закрытия выставки, как и на церемонии её открытия 23 декабря, был организован показ работ участников лаборатории на большом экране, и публика вновь смогла пообщаться с авторами.
– У подобных выставок и проектов есть важная цель – показывать молодым горожанам, что в Ельцин Центре для них и их самовыражения есть место, – отметила Анна Бородулина.