Тридцатилетие блистательного дуэта Полины Осетинской и Алексея Гориболя отметили 25 мая в Ельцин Центре с Екатеринбурге. Концерт «Избранное» — часть авторского цикла Алексея Гориболя «Послушайте!». Камерный зал не мог вместить всех желающих.
Секрет их успеха не только в программах и музыке, которую они исполняют, но и в особенностях творческого тандема. Каждый из музыкантов обладает невероятной харизмой, обаянием, особым артистизмом, которые удваиваются в совместных выступлениях, производя магический эффект. В прессе пишут, что «дуэт являет собой пример любопытной гармонии партнеров, думающих и чувствующих по-разному. Музыкальные критики отмечают в их искусстве стильную экстравагантность, нестандартность музыкального мышления и подлинную виртуозность. Нежная, сверхчувственная природа пианизма Гориболя уравновешивается в дуэте решительной хваткой и эксцентричностью стиля Осетинской».
Программа в Ельцин Центре — это избранное из их звёздных программ. Слушателям представилась редкая возможность перелистать страницы тридцати лет жизни неповторимого дуэта.
Оба музыканта заражены любовью к театру и кино. Они обладают несомненным актёрским дарованием. Каждая их программа выстроена драматургически и проживается как своеобразный музыкальный спектакль, что придаёт их выступлениям особое художественное очарование. Неслучайно у обоих есть опыт создания и участия в музыкально-театральных и литературно-музыкальных проектах.
В блестящем конферансе Алексея Гориболя, которым пианист всегда сопровождает свой авторский цикл «Послушайте!», много интереснейших историй и фактов. Сегодня — истории о творческой жизни дуэта. В том числе о том, как пианисты познакомились, или о том, как выступали на красной дорожке «Кинотавра».
В этот вечер в Ельцин Центре исполняли лучшее из прошлых программ. Их остроумный, комплементарный конферанс зрители поддерживали громкими аплодисментами.
Вольфганг Амадей Моцарт — Эдвард Григ
Полина Осетинская: «Суть сегодняшнего концерта состоит в том, что именно в этом году исполняется тридцать лет нашему фортепьянному дуэту с Алексеем Гориболем, с которым мы больше, чем друзья. Мы с ним давно живём одну большую жизнь — с моих четырнадцати и его двадцати шести лет. Мы познакомились в самолёте в 1990 году, отправляясь в Ялту на Чеховские дни от Фонда культуры. И с тех пор уже не расставались. В 1994 году мы впервые сыграли вместе. Эта программа задумана нами как некий дайджест из того лучшего, что мы сыграли за эти тридцать лет. В эти годы для нас было много написано музыки, в том числе два фортепьянных концерта: Владиславом Успенским («Дифирамб любви») и Александром Чайковским («Прощание с ХХ веком»). Для нас писал Владимир Мартынов специальную фантазию к программе «Моцарт-Григ». Очень многие современные композиторы нам отдавали произведения, либо написанные, либо имевшие нас ввиду, когда это произведение уже было написано.
Мы переиграли много современной музыки и с большим удовольствием продолжаем это делать. С отдельными композиторами мы дружим особо нежно — с кем, понятно из нашей программы. Она открывается как раз фрагментом, посвященным транскрипциям Эдварда Грига к сонатам Моцарта. И прелесть, и совершеннейшая новизна звучания обеспечены Эдвардом Григом, который к партиям моцартовской сонаты дописал свою полноценную вторую партию. В первом отделении — соната до-мажор, во втором — фантазия до-минор. Я играю за Моцарта, а Алексей за Грига. А в Фантазии всё наоборот — я играю за Грига, а Алексей за Моцарта. Так во время вечера мы меняемся местами, позициями, роялями для того, чтобы вы могли оценить всё многообразие нашей творческой палитры».
Роберт Шуман
Полина Осетинская: «Ещё один номер нашего концерта — та самая вещь, с которой мы начали играть вместе. Это было наше первое публичное выступление — на фестивале в Костамукше. Им тогда занималась художественный руководитель Малого зала Петербуржской филармонии Наталья Ерёмина, впоследствии ставшая нашей подругой. Кстати, потом Алексей стал музыкально-художественным руководителем этого фестиваля и, надо сказать, триумфально несколько лет его проводил. В городке с населением в тридцать тысяч человек, с большим горно-обогатительным комбинатом и случился наш сценический дебют. «Восточные картины» Роберта Шумана. Их — шесть. Но мы играем три: первую, четвёртую и пятую. В своё время не слишком известный миру Роберт Шуман отправился в Россию вслед за знаменитой женой — пианисткой Кларой Вик, которая была первой всемирно известной женщиной-пианисткой. История расставила всё по местам. Тогда была больше известна Клара Вик. А сейчас мы больше знаем Роберта Шумана — её мужа и великого композитора. «Восточные картины» были написаны под впечатлением визита в Россию, именно поэтому они восточные».
Клод Дебюсси
Полина Осетинская: «У нас было много задумок и много программ. Я, например, хотела, чтобы мы сделали парную программу, посвящённую французскому и русскому балету. Пока они на стадии проекта, нам не хватает кое-какой музыки, написанной кое-какими композиторами. Но те композиторы, которые уже умерли, — они, конечно, свободны от обязательств перед нами. А те, которые живы, им ещё придётся что-то для нас написать. Возможно, к сорокалетию нашего творческого дуэта или, может быть, к пятидесятилетию, если мы еще будем в состоянии перебирать пальцами и выходить на сцену. Итак, в качестве оммажа (фр. hommage — признательность, дань уважения) к нашей будущей программе, посвящённой французскому балету, — «Послеполуденный отдых фавна». Клод Дебюсси, Сергей Дягилев, «Русские сезоны», Нижинский — с ними много переплетений в творческой биографии каждого из нас. Особенно Дягилев, его можно считать нашим учителем. Спасибо Клоду Дебюсси за то, что сделал авторское переложение как будто для нас».
Леонид Десятников
Алексей Гориболь: «Мы завершаем первое отделение и тему французского балета выдающейся пьесой Леонида Десятникова, которая называется «В сторону лебедя». Это оммаж не только произведению Сен-Санса из «Карнавала животных», но и знаменитого опуса Сен-Санса, для ансамбля инструментов и двух фортепьяно. Там есть часть, которая называется «Лебедь», — соло виолончели с двумя фортепьяно, через какое-то время поставленная Михаилом Фокиным для бенефиса Анны Павловой. И тема Сен-Санса, и фактура использованы в этой пьесе — это буквально один такт фактуры и три такта темы. Из этого родилась шестнадцати- или даже семнадцатиминутная пьеса невероятного композиторского мастерства. Она произвела сильнейшее впечатление на хореографа Алексея Мирошниченко, который сейчас возглавляет балет Пермского театра. Он поставил её совсем молодым человеком в Мариинском театре в рамках проекта современной хореографии. Нас впечатлили решения художника Филипа Донцова, который не побоялся в Мариинском театре транслировать штрих-код черно-белых клавиш рояля гигантского размера. Это выглядело потрясающе. И чёрно-белые костюмы танцовщиков. И прима Олеся Новикова. И Александр Сергеев. Несколько сезонов подряд мы играли эту пьесу с огромным удовольствием. Разыгрывали на четверых с замечательными танцовщиками Мариинского театра, нашими друзьями.
Сван — лебедь. И герой романа Пруста «В поисках утраченного времени» — тоже Сван. Первая часть так и называется — «В сторону Свана». Кстати говоря, она тоже поставлена в балете — Роланом Пети. Это телебалет, в котором роль герцогини Германтской танцует, абсолютно гениально, Майя Плисецкая. Для вас — Леонид Десятников, «В сторону лебедя» для двух фортепьяно».
Снова Вольфганг Амадей Моцарт и Эдвард Григ
Алексей Гориболь: «Вторая часть нашей программы «Избранное» мы начинается также с опуса Моцарт-Григ. Звучит знаменитая фантазия до-минор. Вообще, Григ сделал четыре сонаты и вот эту фантазию. Это полноценный концерт, почему-то пианисты нечасто их исполняют. Я помню прекрасно, как это играли Святослав Рихтер с Лизой Леонской. Какие-то фрагменты вставляют в программы наши коллеги, но мы с Полиной пошли по пути Святослава Теофиловича и Лизы и сыграли несколько раз, в том числе на сцене Большого театра. Мы исполняли их целиком. Скажу, что это достаточно монументальный проект. Леонид Десятников, послушав эту программу в Петербурге, особо обратил наше внимание именно на эту фантазию и последующую сонату до-минор. Он сказал, что это совершенство. Это даже не транскрипция, а рекомпозиция. Не присоединение второго рояля к тому, что написал Моцарт, это просто другая музыка, Григ придал музыке Серебряный век, декаданс, терпкость гармонии, новую драматургию и новое звучание. Поэтому, когда мы с Полиной играем фантазию до-минор, я предлагаю больше слушать Полину. Послушайте, что сделал Григ, это как бы его акварельные зарисовки. А тут просто другое сочинение, звучит как Брукнер или Малер».
Альфред Шнитке
Полина Осетинская: «Мы возвращаемся к нашей программе «Музыка театра и кино». Одна из главных жемчужин в ней — музыка Альфреда Шнитке из «Гоголь-сюиты», которая была поставлена в Театре на Таганке. Спектакль назывался «Ревизская сказка», был поставлен Юрием Любимовым во времена расцвета эзопова языка и прочих проявлений творческой индивидуальности больших художников. Поэтому, как сейчас говорят некоторые музыковеды, у Шнитке в самых его лучших вещах вы слышите апофеоз пошлости. На самом деле, у Шнитке всё не то, чем кажется. Поэтому не надо принимать эту музыку за чистую монету. Мы играем из «Ревизской сказки» три фрагмента: увертюра, Детство Чичикова и вальс».
Микаэл Таривердиев
Полина Осетинская: «Ещё один легендарный композитор этой эпохи — Микаэл Таривердиев. Его знаменитое интермеццо «Проезд Кэт и Штирлица до швейцарской границы»из фильма «Семнадцать мгновений весны» на протяжении всех этих лет пользуется у нас большим успехом. Переложение это сделал для нас композитор Григорий Корчмар слегка в баховском ключе. Мы очень любим и это переложение, и Микаэла Леоновича, и его супругу Веру Гориславовну, с которой Алексей и я очень дружим. Алексей признан одним из лучших исполнителей-интерпретаторов музыки Микаэла Таривердиева. Он переиграл практически весь его камерный репертуар, представляя широкому зрителю не только как автора киномузыки к знаменитым фильмам, но и как невероятно тонкого композитора, который писал в очень разных жанрах.
Валерий Гаврилин
Полина Осетинская: «Один из самых дорогих авторов в нашем репертуаре — Валерий Гаврилин. Его музыка вошла в нас очень давно, когда мы ещё даже говорить не умели, с балетом «Анюта», который люди нашего поколения знают наизусть. Это одна из самых трогательных и щемящих историй, когда-либо рассказанных балетным языком гением мелодического дара, который так смог передать эту историю, что мы много лет играем Гаврилина и не можем сдержать сами слез. Пьесы, которые мы играем: «Интермеццо», «Часики», «Вальс» и «На тройке».
Алексей Гориболь: «Была такая программа «О балете», которую вёл Борис Львов-Анохин, замечательный режиссёр и крупнейший знаток балета. Предваряя телевизионную премьеру «Анюты» с Екатериной Максимовой, Васильев рассказал о том, как услышал «Вальс» Гаврилина впервые. «Вальс» пленил его своей чистотой, мелодичностью и надломом. Он понял, что это абсолютное чеховская интонация, что послужило импульсом к созданию балета на чеховский сюжет. Потом уже режиссёр Александр Белинский создал для божественной Екатерины Максимовой и роль, и спектакль, и фильм. Я был на первом и на втором спектакле «Анюта», которую Васильев для Екатерины Сергеевны перенёс в Большой театр. Это было историческое событие. Сейчас «Анюта» идёт в Перми, в Большом, в Мариинском, танцуют выдающиеся балерины, но, поверьте, заменить Максимову в этой партии не может никто».
Снова Леонид Десятников
Алексей Гориболь: «Режиссёр Александр Зельдович снимал фильм «Мишень» по сценарию Владимира Сорокина. Музыку писал Леонид Десятников. Фильм постепенно складывался — Зельдович работает небыстро. Медленно писалась музыка для большого оркестра, постепенно записывалась на монтажные куски. Наконец фильм сложился, получилась такая монументальная режиссёрская и актёрская картина. Бенефисом композиторов в кино является та его часть, которая сопровождает заключительные титры. За это и получают «Нику», «Оскара», «Сезар» и прочие призы. Да, вот за это. Как правило, публика уходит сразу, как только видит финальные титры. А некоторые остаются, и, поскольку картина была достаточно мощная и много народу над ней работало, нужно было понять, что будет на этом бенефисе у Леонида Десятникова. Я осмелился предложить ему такой ход: центральным музыкальным куском фильма является написанный для симфонического оркестра фокстрот — ну, конечно, квази-фокстрот, просто в ритме фокстрота. Очень серьезное высказывание, где есть юмор, ирония, сарказм и вместе с тем грусть и печаль — всё, что мы знаем про Леонида Десятникова. Я предложил, чтобы Леонид сделал четырехручную версию этого большого куска, и мы запишем её на расстроенном рояле в тон-ателье «Мосфильма». Не на старом, а на ненастроенном рояле. Как будто вернёмся к истокам немого кино, которое всё шло под рояль. Идея понравилась. Мы записали. И мой главный восторг был не от того, что я с Десятниковым что-то записал, а от того, что оно вошло в диск, и за это была получена абсолютно справедливая «Ника». Когда зазвучала эта музыка, которую мы с Полиной сейчас играем, из искушённого зала на премьере в Доме Кино никто не ушёл. Все дослушали до конца».
Тарантелла на бис
Алексей Гориболь: «От имени Екатеринбурга — я себя уже ощущаю практически гражданином и горожанином этого прекрасного города — хочу сказать огромное спасибо Полине и ещё раз искренне восхититься ею. Кажется, мы знаем про неё всё. Но последние потрясающие концерты в Карнеги-холл, Берлинской филармонии и недавний её концерт в Гамбургской филармонии, на который пришла сама Марта Аргерих и была восхищена Полиной... Я воспринимаю это как передачу лидерства в профессии.
Мы играем на бис то, что неизменно просят сыграть, где бы мы ни появились вдвоём, на любом светском мероприятии, где есть рояль, — «Тарантеллу» Валерия Гаврилина».