30 лет дуэту Полины Осетинской и Алексея Гориболя

10 июня 2024 г.Татьяна Филиппова
30 лет дуэту Полины Осетинской и Алексея Гориболя

Тридцатилетие блистательного дуэта Полины Осетинской и Алексея Гориболя отметили 25 мая в Ельцин Центре с Екатеринбурге. Концерт «Избранное» — часть авторского цикла Алексея Гориболя «Послушайте!». Камерный зал не мог вместить всех желающих.

Секрет их успеха не только в программах и музыке, которую они исполняют, но и в особенностях творческого тандема. Каждый из музыкантов обладает невероятной харизмой, обаянием, особым артистизмом, которые удваиваются в совместных выступлениях, производя магический эффект. В прессе пишут, что «дуэт являет собой пример любопытной гармонии партнеров, думающих и чувствующих по-разному. Музыкальные критики отмечают в их искусстве стильную экстравагантность, нестандартность музыкального мышления и подлинную виртуозность. Нежная, сверхчувственная природа пианизма Гориболя уравновешивается в дуэте решительной хваткой и эксцентричностью стиля Осетинской».

Программа в Ельцин Центре — это избранное из их звёздных программ. Слушателям представилась редкая возможность перелистать страницы тридцати лет жизни неповторимого дуэта.

Оба музыканта заражены любовью к театру и кино. Они обладают несомненным актёрским дарованием. Каждая их программа выстроена драматургически и проживается как своеобразный музыкальный спектакль, что придаёт их выступлениям особое художественное очарование. Неслучайно у обоих есть опыт создания и участия в музыкально-театральных и литературно-музыкальных проектах.

В блестящем конферансе Алексея Гориболя, которым пианист всегда сопровождает свой авторский цикл «Послушайте!», много интереснейших историй и фактов. Сегодня — истории о творческой жизни дуэта. В том числе о том, как пианисты познакомились, или о том, как выступали на красной дорожке «Кинотавра».

В этот вечер в Ельцин Центре исполняли лучшее из прошлых программ. Их остроумный, комплементарный конферанс зрители поддерживали громкими аплодисментами.

Вольфганг Амадей Моцарт — Эдвард Григ

Полина Осетинская: «Суть сегодняшнего концерта состоит в том, что именно в этом году исполняется тридцать лет нашему фортепьянному дуэту с Алексеем Гориболем, с которым мы больше, чем друзья. Мы с ним давно живём одну большую жизнь — с моих четырнадцати и его двадцати шести лет. Мы познакомились в самолёте в 1990 году, отправляясь в Ялту на Чеховские дни от Фонда культуры. И с тех пор уже не расставались. В 1994 году мы впервые сыграли вместе. Эта программа задумана нами как некий дайджест из того лучшего, что мы сыграли за эти тридцать лет. В эти годы для нас было много написано музыки, в том числе два фортепьянных концерта: Владиславом Успенским («Дифирамб любви») и Александром Чайковским («Прощание с ХХ веком»). Для нас писал Владимир Мартынов специальную фантазию к программе «Моцарт-Григ». Очень многие современные композиторы нам отдавали произведения, либо написанные, либо имевшие нас ввиду, когда это произведение уже было написано.

Мы переиграли много современной музыки и с большим удовольствием продолжаем это делать. С отдельными композиторами мы дружим особо нежно — с кем, понятно из нашей программы. Она открывается как раз фрагментом, посвященным транскрипциям Эдварда Грига к сонатам Моцарта. И прелесть, и совершеннейшая новизна звучания обеспечены Эдвардом Григом, который к партиям моцартовской сонаты дописал свою полноценную вторую партию. В первом отделении — соната до-мажор, во втором — фантазия до-минор. Я играю за Моцарта, а Алексей за Грига. А в Фантазии всё наоборот — я играю за Грига, а Алексей за Моцарта. Так во время вечера мы меняемся местами, позициями, роялями для того, чтобы вы могли оценить всё многообразие нашей творческой палитры».

Роберт Шуман

Полина Осетинская: «Ещё один номер нашего концерта — та самая вещь, с которой мы начали играть вместе. Это было наше первое публичное выступление — на фестивале в Костамукше. Им тогда занималась художественный руководитель Малого зала Петербуржской филармонии Наталья Ерёмина, впоследствии ставшая нашей подругой. Кстати, потом Алексей стал музыкально-художественным руководителем этого фестиваля и, надо сказать, триумфально несколько лет его проводил. В городке с населением в тридцать тысяч человек, с большим горно-обогатительным комбинатом и случился наш сценический дебют. «Восточные картины» Роберта Шумана. Их — шесть. Но мы играем три: первую, четвёртую и пятую. В своё время не слишком известный миру Роберт Шуман отправился в Россию вслед за знаменитой женой — пианисткой Кларой Вик, которая была первой всемирно известной женщиной-пианисткой. История расставила всё по местам. Тогда была больше известна Клара Вик. А сейчас мы больше знаем Роберта Шумана — её мужа и великого композитора. «Восточные картины» были написаны под впечатлением визита в Россию, именно поэтому они восточные».

Клод Дебюсси

Полина Осетинская: «У нас было много задумок и много программ. Я, например, хотела, чтобы мы сделали парную программу, посвящённую французскому и русскому балету. Пока они на стадии проекта, нам не хватает кое-какой музыки, написанной кое-какими композиторами. Но те композиторы, которые уже умерли, — они, конечно, свободны от обязательств перед нами. А те, которые живы, им ещё придётся что-то для нас написать. Возможно, к сорокалетию нашего творческого дуэта или, может быть, к пятидесятилетию, если мы еще будем в состоянии перебирать пальцами и выходить на сцену. Итак, в качестве оммажа (фр. hommage — признательность, дань уважения) к нашей будущей программе, посвящённой французскому балету, — «Послеполуденный отдых фавна». Клод Дебюсси, Сергей Дягилев, «Русские сезоны», Нижинский — с ними много переплетений в творческой биографии каждого из нас. Особенно Дягилев, его можно считать нашим учителем. Спасибо Клоду Дебюсси за то, что сделал авторское переложение как будто для нас».

Леонид Десятников

Алексей Гориболь: «Мы завершаем первое отделение и тему французского балета выдающейся пьесой Леонида Десятникова, которая называется «В сторону лебедя». Это оммаж не только произведению Сен-Санса из «Карнавала животных», но и знаменитого опуса Сен-Санса, для ансамбля инструментов и двух фортепьяно. Там есть часть, которая называется «Лебедь», — соло виолончели с двумя фортепьяно, через какое-то время поставленная Михаилом Фокиным для бенефиса Анны Павловой. И тема Сен-Санса, и фактура использованы в этой пьесе — это буквально один такт фактуры и три такта темы. Из этого родилась шестнадцати- или даже семнадцатиминутная пьеса невероятного композиторского мастерства. Она произвела сильнейшее впечатление на хореографа Алексея Мирошниченко, который сейчас возглавляет балет Пермского театра. Он поставил её совсем молодым человеком в Мариинском театре в рамках проекта современной хореографии. Нас впечатлили решения художника Филипа Донцова, который не побоялся в Мариинском театре транслировать штрих-код черно-белых клавиш рояля гигантского размера. Это выглядело потрясающе. И чёрно-белые костюмы танцовщиков. И прима Олеся Новикова. И Александр Сергеев. Несколько сезонов подряд мы играли эту пьесу с огромным удовольствием. Разыгрывали на четверых с замечательными танцовщиками Мариинского театра, нашими друзьями.

Сван — лебедь. И герой романа Пруста «В поисках утраченного времени» — тоже Сван. Первая часть так и называется — «В сторону Свана». Кстати говоря, она тоже поставлена в балете — Роланом Пети. Это телебалет, в котором роль герцогини Германтской танцует, абсолютно гениально, Майя Плисецкая. Для вас — Леонид Десятников, «В сторону лебедя» для двух фортепьяно».

Снова Вольфганг Амадей Моцарт и Эдвард Григ

Алексей Гориболь: «Вторая часть нашей программы «Избранное» мы начинается также с опуса Моцарт-Григ. Звучит знаменитая фантазия до-минор. Вообще, Григ сделал четыре сонаты и вот эту фантазию. Это полноценный концерт, почему-то пианисты нечасто их исполняют. Я помню прекрасно, как это играли Святослав Рихтер с Лизой Леонской. Какие-то фрагменты вставляют в программы наши коллеги, но мы с Полиной пошли по пути Святослава Теофиловича и Лизы и сыграли несколько раз, в том числе на сцене Большого театра. Мы исполняли их целиком. Скажу, что это достаточно монументальный проект. Леонид Десятников, послушав эту программу в Петербурге, особо обратил наше внимание именно на эту фантазию и последующую сонату до-минор. Он сказал, что это совершенство. Это даже не транскрипция, а рекомпозиция. Не присоединение второго рояля к тому, что написал Моцарт, это просто другая музыка, Григ придал музыке Серебряный век, декаданс, терпкость гармонии, новую драматургию и новое звучание. Поэтому, когда мы с Полиной играем фантазию до-минор, я предлагаю больше слушать Полину. Послушайте, что сделал Григ, это как бы его акварельные зарисовки. А тут просто другое сочинение, звучит как Брукнер или Малер».

Альфред Шнитке

Полина Осетинская: «Мы возвращаемся к нашей программе «Музыка театра и кино». Одна из главных жемчужин в ней — музыка Альфреда Шнитке из «Гоголь-сюиты», которая была поставлена в Театре на Таганке. Спектакль назывался «Ревизская сказка», был поставлен Юрием Любимовым во времена расцвета эзопова языка и прочих проявлений творческой индивидуальности больших художников. Поэтому, как сейчас говорят некоторые музыковеды, у Шнитке в самых его лучших вещах вы слышите апофеоз пошлости. На самом деле, у Шнитке всё не то, чем кажется. Поэтому не надо принимать эту музыку за чистую монету. Мы играем из «Ревизской сказки» три фрагмента: увертюра, Детство Чичикова и вальс».

Микаэл Таривердиев

Полина Осетинская: «Ещё один легендарный композитор этой эпохи — Микаэл Таривердиев. Его знаменитое интермеццо «Проезд Кэт и Штирлица до швейцарской границы»из фильма «Семнадцать мгновений весны» на протяжении всех этих лет пользуется у нас большим успехом. Переложение это сделал для нас композитор Григорий Корчмар слегка в баховском ключе. Мы очень любим и это переложение, и Микаэла Леоновича, и его супругу Веру Гориславовну, с которой Алексей и я очень дружим. Алексей признан одним из лучших исполнителей-интерпретаторов музыки Микаэла Таривердиева. Он переиграл практически весь его камерный репертуар, представляя широкому зрителю не только как автора киномузыки к знаменитым фильмам, но и как невероятно тонкого композитора, который писал в очень разных жанрах.

Валерий Гаврилин

Полина Осетинская: «Один из самых дорогих авторов в нашем репертуаре — Валерий Гаврилин. Его музыка вошла в нас очень давно, когда мы ещё даже говорить не умели, с балетом «Анюта», который люди нашего поколения знают наизусть. Это одна из самых трогательных и щемящих историй, когда-либо рассказанных балетным языком гением мелодического дара, который так смог передать эту историю, что мы много лет играем Гаврилина и не можем сдержать сами слез. Пьесы, которые мы играем: «Интермеццо», «Часики», «Вальс» и «На тройке».

Алексей Гориболь: «Была такая программа «О балете», которую вёл Борис Львов-Анохин, замечательный режиссёр и крупнейший знаток балета. Предваряя телевизионную премьеру «Анюты» с Екатериной Максимовой, Васильев рассказал о том, как услышал «Вальс» Гаврилина впервые. «Вальс» пленил его своей чистотой, мелодичностью и надломом. Он понял, что это абсолютное чеховская интонация, что послужило импульсом к созданию балета на чеховский сюжет. Потом уже режиссёр Александр Белинский создал для божественной Екатерины Максимовой и роль, и спектакль, и фильм. Я был на первом и на втором спектакле «Анюта», которую Васильев для Екатерины Сергеевны перенёс в Большой театр. Это было историческое событие. Сейчас «Анюта» идёт в Перми, в Большом, в Мариинском, танцуют выдающиеся балерины, но, поверьте, заменить Максимову в этой партии не может никто».

Снова Леонид Десятников

Алексей Гориболь: «Режиссёр Александр Зельдович снимал фильм «Мишень» по сценарию Владимира Сорокина. Музыку писал Леонид Десятников. Фильм постепенно складывался — Зельдович работает небыстро. Медленно писалась музыка для большого оркестра, постепенно записывалась на монтажные куски. Наконец фильм сложился, получилась такая монументальная режиссёрская и актёрская картина. Бенефисом композиторов в кино является та его часть, которая сопровождает заключительные титры. За это и получают «Нику», «Оскара», «Сезар» и прочие призы. Да, вот за это. Как правило, публика уходит сразу, как только видит финальные титры. А некоторые остаются, и, поскольку картина была достаточно мощная и много народу над ней работало, нужно было понять, что будет на этом бенефисе у Леонида Десятникова. Я осмелился предложить ему такой ход: центральным музыкальным куском фильма является написанный для симфонического оркестра фокстрот — ну, конечно, квази-фокстрот, просто в ритме фокстрота. Очень серьезное высказывание, где есть юмор, ирония, сарказм и вместе с тем грусть и печаль — всё, что мы знаем про Леонида Десятникова. Я предложил, чтобы Леонид сделал четырехручную версию этого большого куска, и мы запишем её на расстроенном рояле в тон-ателье «Мосфильма». Не на старом, а на ненастроенном рояле. Как будто вернёмся к истокам немого кино, которое всё шло под рояль. Идея понравилась. Мы записали. И мой главный восторг был не от того, что я с Десятниковым что-то записал, а от того, что оно вошло в диск, и за это была получена абсолютно справедливая «Ника». Когда зазвучала эта музыка, которую мы с Полиной сейчас играем, из искушённого зала на премьере в Доме Кино никто не ушёл. Все дослушали до конца».

Тарантелла на бис

Алексей Гориболь: «От имени Екатеринбурга — я себя уже ощущаю практически гражданином и горожанином этого прекрасного города — хочу сказать огромное спасибо Полине и ещё раз искренне восхититься ею. Кажется, мы знаем про неё всё. Но последние потрясающие концерты в Карнеги-холл, Берлинской филармонии и недавний её концерт в Гамбургской филармонии, на который пришла сама Марта Аргерих и была восхищена Полиной... Я воспринимаю это как передачу лидерства в профессии.

Мы играем на бис то, что неизменно просят сыграть, где бы мы ни появились вдвоём, на любом светском мероприятии, где есть рояль, — «Тарантеллу» Валерия Гаврилина».

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.