
«Независимая газета», 1991 г., № 52
Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. – 1991. – 30 апр., Вторник. – № 52. – 8 полос.
«Зона особого режима» – страница 1
Подзаголовок – «Сразу после 1 мая» в ней может оказаться половина страны. Будет ли в зоне демократия и товары или только режим?»
«<…> В конце прошлой недели Михаил Горбачев, выступая на сессии ВС СССР, заявил о подготовленном указе, устанавливающем «особый режим в некоторых отраслях народного хозяйства». Подписать его планируется «сразу после 1 мая». Это – Павлову. <…>
…Участники встречи высказались за введение особого режима работы в базовых отраслях промышленности, на предприятиях, выпускающих товары народного потребления, на железнодорожном транспорте» <…>».
«Ельцина выдвигают все» – страница 1
«Как и следовало ожидать, по отношению к кандидатуре Президента России оппозиция оказалась трогательно единодушна. В прошедшие выходные Бориса Ельцина на этот пост выдвинул съезд Демпартии России и пленум Координационного совета «республиканцев» <…>».
«Шахты перешли к России и заработали» – страница 1
Подзаголовок – «Ельцин едет в Кузбасс, чтобы подтвердить дружбу с шахтерами»
«Подпись председателя ВС РСФСР Бориса Ельцина под совместным заявлением руководителей 9 союзных республик, судя по всему, ошеломила некоторых лидеров шахтерского стачечного движения. <…>
«Конечно, это можно объяснить по-разному, но я полагаю, что Ельцин нас предал», – заявил корреспонденту «НГ» сопредседатель Межрегионального координационного совета стачкомом Александр Кригер. – Этим шагом Борис Николаевич здорово снизил свой рейтинг».
Лидер российского парламента действительно весьма озабочен, как воспримут его компромисс с Центром шахтеры <…>».
«Откроется ли Российское ТВ?» – страница 1
Подзаголовок – «Политическая цензура на ЦТ продолжается»
«К тем – совершенно невероятным – вещам, которые происходят сейчас на ЦТ, мы уже, похоже, привыкли, но то, что Леонид Кравченко снимет с эфира передачу Российского телевидения, никто не предполагал <…>».
«Эдуард Шеварднадзе: «Европа и США кровно заинтересованы в выходе СССР из кризиса» – страница 2
« –Вы характеризуете обстановку в СССР как архисложную. Может ли, на ваш взгляд, реализация антикризисной программы, представленной Президентом СССР и одобренной в конце апреля союзным парламентом, пресечь то вероятное внутриполитическое развитие в стране, которое связано с вашим известным предостережением о «приходе диктатуры»?
– Думаю, что сейчас трудно говорить о каких то универсальных программах. Обстановка в стране действительно настолько осложнилась – и в экономике, и в социальной сфере, и в национальных отношениях, - что, наверное, нереально предлагать всеохватывающую программу спасения. С учетом этого считаю все же, что те безотлагательные меры, о которых договорились Президент СССР и руководители высших государственных органов девяти союзных республик, относительно реальны.
Что сейчас требуется? Меньше дебатов, дискуссий и больше практических дел. Потому что рациональная основа для выхода страны из кризиса в принципе существует. <…>
Словом, в нынешнее ответственное время превыше всего должны быть поставлены интересы народа, практическая работа по выводу страны из кризиса, продолжению демократических преобразований, дальнейшей радикализации экономической реформы, сочетающейся с социальной поддержкой населения. <…>».
«ДПР повернулась к Горбачеву, а Мурашев с Каспаровым ушли искать своих» – страница 2.
«<…> – «Николай Ильич, вы на меня зла то не держите…» – «Ох, Аркадий, вы оба мне уже столько крови попортили, что на зло и сил не осталось». – «Нам, хоть и в разных партиях, а все равно вместе работать…» – «Кхгм». Таким диалогом Травкина и Мурашева в опустевшем зале завершился первый день II съезда ДПР. Главное его событие к тому времени уже произошло: о выходе из партии заявили Гарри Каспаров и Аркадий Мурашев, и выяснилось, что к такому же решению склоняется заметное число их приверженцев.<…>».
«В Верховном Совете обсуждают привилегии» – страница 2
Подзаголовок – «У коммунистов они еще не появились, у демократов уже появились»
«Находившаяся в политической тени со времен раннего Ельцина тема льгот и привилегий в Советском Союзе 25 апреля стала объектом внимания депутатов всех уровней. Перед представителями разных уровней выступил спикер палаты советского парламента Иван Лаптев. <…>
Привилегии и льготы, которыми пользуются работники органов государственного управления, были установлены принятым в 1989 году постановлением N 803. Оно не было отменено после ликвидации 6-й статьи Конституции СССР. Осталось в силе и постановление 1988 года о материальном обеспечении партийных и советских работников в случае реорганизации органов государственного и партийного аппарата.<…>».
«У Фокина – своя программа» – страница 3
Подзаголовок – «Премьер Украины выступил в республиканском парламенте»
«<…> Предложенная Витольдом Фокиным программа чем-то напоминает программу кабинета Павлова – собственно, украинский премьер и не стремится к конфронтации. Подобно своему союзному коллеге, Витольд Фокин взволнован непрекращающимися шахтерскими забастовками. «Государственная исполнительная власть, если она действительно власть, а не ее постперестроечный суррогат, не может, не имеет
морального права наблюдать, как ржавчина забастовок разъедает и без того слабый костяк украинской экономики. Поэтому правительство считает, что необходимо ввести специальный режим в некоторых базовых отраслях промышленности и на предприятиях, производящих товары народного потребления, на железнодорожном транспорте <…>».
«Ханты-Мансийский округ» – страница 3
«Ханты и манси – два древних сибирских народа, каждый из которых насчитывает едва ли по два десятка тысяч человек – могли бы, по идее, жить богаче, чем все аравийские шейхи: на их земле оказались Самотлор, Медвежье и другие, более мелкие, но все равно варварски разграбленные (безвозвратно потеряно две трети нефти, которую можно было бы взять) нефтяные сокровищницы. Хантам и манси вместо нефтедолларов и «кадиллаков» досталась загубленная природа. <…>».
«Забастовка приостановлена» – страница 3
«Люди в Минске и Орше были настроены решительно.
<…>
Споры о приостановлении стачки были горячими. Многие были против. И все же возобладало мнение, высказанное одним из сопредседателей стачкома: «Пусть лучше коммунисты уйдут позже, но бескровно, чем сегодня, но прольется кровь». <…>».
«Наша берлинская стена» – страница 3
Подзаголовок – «Конфликт между татарами и башкирами не должен обостриться…»
«<…> И без того напряженные отношения между двумя народами обострились после «парада суверенитетов» российских автономий. Декларация о суверенитете Башкортостана, принятая летом 1990 года, закрепила право на самоопределение только за башкирским населением этой республики. Государственными языками были объявлены башкирский и русский. Татарский язык не получил такого статуса. Все это вызвало волну возмущения татарского населения. <…>».
«Мы применим санкции» – страница 3
Подзаголовок –«Заявление Аяза Муталибова»
«Поздно вечером 27 апреля телевидение Азербайджана распространило текст заявления Президента Азербайджанской Республики Аяза Муталибова. «Если Республика Армения, - отмечается в этом заявлении, – не прекратит грубое вмешательство во внутренние дела Азербайджана, то мы вынуждены будем применить экономические и иные санкции против Армении». <…>».
«Руководство Татарстана спрашивает у меня совета» / Интервью Гумера Усманова – страница 3
Подзаголовок – «Бывший партийный лидер ТАССР еще поработал бы дома»
«<…>– Как относятся в республике к идее независимого татарского государства?
– Если сегодня у нас провести референдум – народ выскажется однозначно: за единство с Россией.
– Кто может быть избран Президентом Татарстана?
– Яркая личность – нынешний председатель Президиума ВС Татарии Ментемир Шаймиев, но могут быть выдвинуты и другие. В Татарии много подготовленных людей. <…>».
