
«Известия», 1991 г., № 91 (23357)
Учредитель: журналистский коллектив «Известий» – 1991. – 16 апреля, вторник. – № 91 (23357). – 8 полос.
«Начать дело с чистого листа» – страница 1
«Первый день М.С. Горбачева в Токио начался визитом к императору и кончился званым обедом у императора, а в середине был первый из трех (может быть, и четырех) раундов переговоров с премьер-министром Кайфу. <…>
<…> …однако сенсаций не ждите, – так готовят публику с обеих сторон, предусмотрительно снижая завышенные ожидания. Наши отношения не расцветут вдруг волшебно-нежными и красивыми цветами, как сакура в апрельские дни. И не осыплют Советский Союз внезапными дарами японского экономического чуда.
Японцы же не получат тех четырех островов, которые почти единодушно считают своими.
Успех ожидается скромный: первая страница новой главы, начало нового процесса, не прорыв, а первый шаг в будущее … Грань между надеждой и уверенностью определяется вопросом, который теперь занимает японцев не меньше, чем нас: сохранит ли советское руководство способность принимать смелые стратегические решения?
Японцы, между прочим, разбираются в специфике момента.<…>
Японская сторона, как можно судить, не хотела бы упустить шансы, предлагаемые перестройкой. <…>
Первопричина перемен на международной арене – выход Советского Союза из состояния перманентной глобальной конфронтации с США. …разве не пора, наконец, погасить старые счета ив первый год после холодной войны сделать акцент на отношениях с Японией? Разве не естественно, выйдя из оцепенения многолетних «ядерных гляделок» с США, спокойнее и шире взглянуть на мир? Не только на Западную Европу, но и на Азию, на Дальний Восток? <…>
В своих официальных оценках японцы в прошлом году впервые отказались от упоминания советской «военной угрозы»,хотя продолжают смотреть на нас как на военную супердержаву…<…>
Но у нас производство падает, у японцев неизменно растет, наша внешняя торговая – в состоянии развала, у японцев работает, как часы фирмы «Сэйко».
Кто спорит, мы хотели бы развивать экономическое сотрудничество с Японией. Думается, что это главная практическая цель визита Горбачева, и она вполне укладывается в нынешний международный контекст. На пути к этому лежит нерешенный территориальный вопрос. Такова официальная позиция Токио. <…>
Но препятствие лежит не только в их позиции, но и в нашем развале, в не способности освоить уже сейчас имеющиеся возможности. <…>
В прошлом году объем советско-японской торговли сократился на 2,8 процента. Если верить прогнозам, опубликованным агентством КиодоЦусин, в этом году торговля может сократиться еще на двадцать процентов – здешний бизнес не привык торговать себе в убыток, без гарантии выгоды. А правительство не хочетдавать гарантий инвестиций вСоветском Союзе без заключения мирного договора с соответствующим решением территориального вопроса. <…>».
«Рабочие выходят на Крещатик» – страница2
«Забастовка транспортников столицы Украины обернулась серьезными трудностями для жителей города.
В час, объявленный загодя через листовки, на Крещатике начали собираться представители предприятий и стачкомов… Начался стихийный митинг. <…>Исполняющий обязанности председателя киевского стачкома Леонид Берлянт сообщил представителям прессы, что в городе не работают три из четырех троллейбусных парка, ряд автопарков и трамвайных депо.
Об участии в митинге на Крещатике с остановкой рабочих мест заявили ряд крупнейших предприятий города, многотысячные коллективы которых обслуживают военно-промышленный комплекс. Требования у всех одни – не допустить обнищания людей из-за непродуманного повышения цен на продукты и товары первой необходимости, распустить не оправдавшие доверия народа институты государственной власти, как в центре, так и в республике».
«Первый указ Президента Грузии» – страница 2
«Президент Республики Грузия З. Гамсахурдиа издал свой первый президентский указ.
В нем, в частности, предписывается всем министерствам, ведомствам, административным органам всемерно способствовать провозглашенному политическими организациями правящего блока «Круглый стол – свободная Грузия» всеобщему национальному и гражданскому неповиновению.
В указе также говорится о необходимости создавать консультативные и координационные советы, которые совместно с забастовочными комитетами придадут системный характер движению неповиновения, с тем, чтобы экономические интересы республики не пострадали. <…>
В соответствии с указом планируется создание объединенного совета средств массовой информации, «который совместно с пресс-центром Верховного Совета и пресс-службой президента будет обеспечивать распространение и передачу за границей правдивой и проверенной информации о происходящих в Грузии процессах».
«Тревожное эхо 1944 года» – страница 2
«Массовый митинг, посвященный тревожной ситуации, сложившейся в Новолакском районе, состоялся на центральной площади столицы Дагестана.
До 1944 года Новолакскийрайон назывался Ауховским.
После выселения живших здесь чеченцев-аккинцев, на опустевшую территорию также насильно были переселены дагестанские горцы – лакцы и аварцы. В1957 году возвратившихся аккинцев правительство Дагестана с согласия сторон поселило на территориях трех близлежащих районов. Спустя несколько лет проблема восстановления района и возвращения исторических названий селам вновь была поднята аккинцами. Требования, конечно же, справедливы…<…>
Но сложность заключается в том, что просто некуда девать десятки тысяч лакцев и аварцев, проживающих уже полстолетия на территории нынешнего Новолакского района.
Попытки дагестанцев предложить самый разумный вариант решения спора – взаимный обмен землями и домами –успехов не имели: аккинцы не желают освобождать территории, принадлежащие Дагестану, но настаивают на возвращении своего Ауховского (Новолакского) района.
Сразу же после окончания митинга специальные делегации уехали в аккинские села, в соседнюю Чечено-Ингушетию… призвать к решению вопросов путем переговоров, а не на основе конфронтации».
«Еще один урок Афганистана» – страница 4
[В. Казак, начальник отдела общего надзора военной прокуратуры ТуркВО]:
«28 ноября 1989 года Верховным Советом СССР было принято постановление «Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане». …Но можно ли было одним махом освобождать от наказания и молодого человека, допустившего, скажем, нарушение правил вождения автомашины, повлекшее несчастные случаи с людьми на дорогах Афганистана, и человека, который совершил умышленное убийство сослуживца, а затем еще перешел на сторону врага, изменив Родине?
Как случилось, что одни воины, совершившие преступления, полностью освобождены от наказания, а другие, честно выполнившие свой воинский долг, и вернувшиеся домой с правительственными наградами и правами на льготы, до сих пор вынуждены платить государству деньги в счет возмещения причиненного ущерба при исполнении служебных обязанностей?... Тем более, что утраты и недостачи имущества и выход из строя техники, как правило, были связаны с передислокацией войсковых частей и подразделений, перевозкой материальных ценностей, т.е. были обусловлены ведением боевых действий.
Поэтому, принимая решение об амнистии военнослужащих, совершивших преступления, было бы справедливо одновременно прекратить и денежные взыскания с бывших воинов-афганцев за причиненный ими ущерб, если эти действия не образуют состава умышленного преступления против социалистической собственности.
Эхо Афганистана по-прежнему горечью отдается во многих семьях.
Родители многих «афганцев» пишут, что по два года провели в страхе за жизнь воюющего на чужбине сына, а после его возвращения вместо облегчения и радости испытывают унижение от того, что тот вместе с медалями привез домой денежный начет. В глазах родственников и друзей это выглядит как наказание за нерадивую службу.
<…>».
«После Страсбурга – Париж» – страница 6
«Познакомить такие авторитетные организации, как Европейский парламент и Совет Европы, с основными задачами, которые стоят перед новыми лидерами России и ее парламента, а также содействовать возвращению России в Европу – вот важнейшие цели неофициального визита Б.Н. Ельцина в Страсбург, его первой заграничной поездки в качестве главы российского парламента. Это особо подчеркивал сам Председатель Верховного Совета РСФСР во время своих встреч с председателем Европейского парламента Энрике Бароном…<…>
– С Энрике Бароном мы говорили о необходимости начинать работу по налаживанию контактов между Европейским парламентом и Верховным Советом РСФСР, - сказал в беседе с вашим корреспондентом Б.Н. Ельцин. – Он выразил готовность не только налаживать контакты, но и в дальнейшем развивать с нами какое-то юридически оформленное сотрудничество. Что же касается Совета Европы, то после юридического оформления государственного суверенитета Российской Федерации и самостоятельности ее внешней и внутренней политики мы будем стремиться быть в этой организации не только наблюдателями, но и ее членами.
Европа не может стать великой в мировом содружестве без России, – продолжал Б.Н. Ельцин, – так же, как и россияне может обойтись без Европы, без того, чтобы быть в европейском доме. <…>
– Из Страсбурга вы поедете в Париж. Что вы ждете от встреч, которые состоятся у вас с французскими политическими деятелями?
– Максимума… <…>
Примет ли Ф. Миттеран Председателя Верховного Совета РСФСР? Этот вопрос на все лады обсуждается во французской прессе… <…>».
«Что говорит и показывает литовское телевидение» – страница 7
«Вот уже три месяца в Литве существуют два телевидения. Одно транслирует свои передачи из телецентра в Каунасе. Второе –программы Вильнюсской студии, все еще находящейся под охраной войск МВД СССР. <…>
Очищенный оружием эфир оживает в 18 часов, а заканчиваются передачи, как правило, показом художественного фильма около 23 часов. …Телевизионные репортажи – редкость. Почти каждый час идут «Актуалии дня» – два диктора попеременно, то на литовском и русском языках зачитывают новости. …По выходным дня ммного музыкальных видеоклипов, скомпонованных из различных зарубежных телепрограмм.
Обязательно дублируется программа «Время».
Такая бедность репертуара телевещания вполне объяснима. Хронически не хватает профессиональных работников, технический персонал работает чуть ли не круглосуточно в одну смену. Мало кто из «бывших» согласился остаться, новые люди к нынешним хозяевам ТВ идут вяло.
Зато у здания телерадиокомитета – голодающие. Это бывшие работники телевидения.
Идет сбор подписи – с различными петициями и письмами протеста… Требование одно – вернуть здание законным владельцам.
Словом, нет сегодня проблемы более болезненной и жгучей, нежели судьба республиканского телевидения. А что же нынешние хозяева литовского ТВ?
Как им живется в обстановке постоянного политического давления? В чем они видят выход из кризисной ситуации, возникшей сразу же после захвата комитета?
Как ни странно, ответов на эти вопросы от идеологических работников ЦК КПЛ, в чьих руках фактически находится Вильнюсская телестудия, я так и не получил.
Помогли «Известиям» военные. <…>
Разрешили лишь побывать у директора Г. Стейгвилы.
– Никаких интервью, – сказал, как отрезая, новый директор литовского ТВ.
Откровенно говоря, впечатление от посещения осталось тягостным… Словно попал на строго засекреченное оборонное предприятие, где в личности «экскурсанта» видят не иначе как замаскированного шпиона. Для чего это нужно?
<…>».

