Документы по преодоления последствий попытки государственного переворота (ГКЧП)
"Дорогой Борис Николаевич!
Пользуясь надежной оказией доставить это письмо Вам в руки. Восхищаюсь отвагой Вашей и всех окружавших Вас в те дни и ночи. Горжусь, что русские люди нашли в себе силу сбросить самый вцепчивый и долголетний тоталитарный режим на Земле. Только теперь, а не 6 лет назад, начинается подлинное освобождение и нашего народа и, по быстрому раскату, — окраинных республик.
Сейчас вы — в вихре событий и неотложных решений, всё сразу — важно. Но я потому смею вторгнуться к Вам с этим письмом, что есть решения, которые потом не исправить вослед. К счастью, пока я писал эти строки, Вы уже дали знать: что Россия сохраняет право на пересмотр границ с некоторыми из отделяющихся республик. Это особенно остро — с границами Украины и Казахстана, которые произвольно нарезали большевики. Обширный Юг нынешней УССР (Новороссия) и многие места Левобережья никогда не относились к исторической Украине, уж не говоря о дикой прихоти Хрущёва с Крымом. И если во Львове и Киеве наконец валят памятники Ленину. то почему держатся как за священные — за ленинские фальшивые границы, прочерченные после гражданской войны из тактических соображений той минуты? Также и Южная Сибирь за ее восстания 1921 г. и уральское и сибирское казачество за их сопротивление большевикам были насильственно отмежёваны от России в Казахстан.
Я с тем и спешу, чтобы просить Вас: защитить интересы тех многих миллионов, кто вовсе не желает от нас отделяться. При Вашем огромной влиянии приймите все меры, чтобы референдум на Украине 1 декабря был проведен полностью свободно, без всякого давления (оно очень возможно!), без искажений голосования — и чтобы результат его учитывался отдельно по каждой области: каждая область должна сама решать, куда она прилегает. И сразу слышим угрозы, со срывом голоса: «Это война!», — нет, только вольное голосование, которому все и должны подчиниться.
Да бесчестный ленинский совнарком, в обмен за мир и признание своего режима, поспешил (2 февраля 1920) отдать и Эстонии кусок древней псковской земли со святынями Печер и Изборска, и населенную многими русскими Нарву. И теперь, без оговорок принимая отделение Эстонии, мы тем самым увековечиваем и эту нашу потерю. (Упущено ли это? можно ли это еще исправить?)
Я уже писал в «Обустройстве» год назад, что я не противник отделения союзных республик, и даже считаю это желательным для здорового развития Российской Федерации. Но Федерация — это живое реальное сотрудничество народов в цельном государстве. А всплывшая теперь политическая «Конфедерация независимых государств» — искусственное образование, бессмыслица, и на практике обернется (как «Содружество наций» для Британии) — отягощающим бременем для России.
И еще срочное, Борис Николаевич! Крайне опасно сейчас поспешно принять для России
Крепко жму Вашу руку. Прошу Вас передать мои добрые пожелания сил и здоровья Ивану Степановичу Силаеву.
А. Солженицын
30 августа 1991 г."
* * *