Александр Чепуренко – доктор экономических наук, руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Дискуссии о среднем классе России ведутся с середины 90-х. По мнению одних, он появился и крепнет, по мнению других - пока отсутствует. Все сходятся на том, что средний класс – это принципиально важно. Министерство экономического развития и торговли РФ, исходя из динамики роста реальных доходов, прогнозирует увеличение к 2020 году доли среднего класса в структуре населения до 50-52 процентов. Кого и по каким основаниям принято причислять к среднему классу? Соответствует ли российское понимание его мировым критериям?
«Средний класс как массовое сколько-нибудь однородное явление в России, на мой взгляд, так и не возник. То, что по внешним критериям выглядит как средний класс, - это в подавляющем большинстве представители чиновничьей бюрократии, а в нижней части - так называемые бюджетники. Если закостенеем, станем еще упорнее возрождать государственно управляемую экономику, то у нас и последние ростки этого среднего класса исчезнут – спрячутся «под плинтус» малый бизнес, самозанятые. Понятно, что будут расти «сервисные» группы, обслуживающие потребности властной элиты, - группы, которые по своему менталитету, образованию, статусу будут напоминать позднюю советскую интеллигенцию (при стареющем Брежневе, конечно, должны были находиться придворный лекарь, придворный егерь, придворный речеписец и т.д.). Но это не приведет нас к формированию массового среднего класса, представляющего собой 50 процентов российского общества. И в том, и в другом случае средний класс исчезнет, либо трансформировавшись в какой-то иной слой, либо окончательно переродившись в полуфеодальное сословие «государевых людей», - говорит профессор НИУ ВШЭ Александр Чепуренко.