Пятая лекция авторского курса Александра Архангельского — журналиста, писателя, телеведущего, профессора департамента медиа НИУ «Высшая школа экономики».
В гоголевском мире все герои так или иначе страдают от утраты смысла жизни. От «Миргорода» до «Петербургских повестей», до вдохновенно лгущего (и страдающего от своей социальной неполноценности) Хлестакова. И чем дальше они от этого смысла, тем ниже в гоголевской иерархии, тем мертвее; они хуже злодеев, потому что те хотя бы обладают жизненной энергией. А в мире лермонтовской прозы, прежде всего в «Герое нашего времени», герои подчиняются совсем другой иерархии. Какой? Попробуем узнать на лекции.
В школе нас заставляют рисовать таблицу и расписывать произведения «по образам». Имя героя. Речевая характеристика. Биография. Внешность. Характер. Детали. Красные руки Базарова. Близорукость Пьера. Усики над губкой юной жены Болконского. Мраморные плечи Элен. Между тем, в большой литературе вокруг героя, как вокруг незыблемого стержня, вращается все художественное пространство; в образах героев сгущены представления автора о мире. Вот об этих представлениях, сгущенных в образы героев, и будет говориться в рамках авторского курса Александра Архангельского «Герои классики», который идет на протяжении учебного года, с сентября 2018-го по май 2019 года.