Сегодня обращение к теме сохранения памяти о политических репрессиях, с точки зрения развития гражданского общества, представляется актуальным в силу происходящих в стране общественно-политических изменений в сфере «третьего сектора»: принятие в 2000-е гг. новой законодательной базы в области общественных организаций (ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «О социально-ориентированных некоммерческих организациях» и «Об иностранных агентах»), заметно пошатнуло представления общественников о существовании в России гражданского общества.
Противоречивое отношение властей к отечественному НКО-сектору в целом, начало сказываться и на отношении к общественным организациям по увековечению памяти жертв политических репрессий, в частности. С одной стороны, государство признаёт существенную роль общественников в реализации многочисленных проектов в данном направлении, а также, привлекает их в качестве экспертов в законотворческой деятельности в области реабилитации и сохранения памяти о политических репрессиях в СССР. С другой стороны, целенаправленно «отодвигает» их от темы политических репрессий, монополизирует её, не думая о том, что это может привести к нарушению баланса в развитии институтов гражданского общества, выводя на первый план лишь интересы власти.
Кандидат исторических наук, лауреат премии Европейской академии (2014), член редколлегии Humanities and social science (New York), расскажет о том, как во второй половине 1980-х гг. складывались отношения между властью и общественными организациями, занимающимимся увековечением памяти жертв политических репрессий, и какие изменения претерпевают эти отношения в 1990-е и 2000-е годы.