Десятая лекция курса Евгения Майзеля «Теория кино на практике»
В конце XX в. во многих науках можно наблюдать концентрацию внимания к «когнитивному аспекту», то есть к психическим и мыслительным процессам, происходящим в процессе самых разных форм человеческой (и не только) деятельности. Так, девяностые годы в киноведении отмечены ростом исследований в направлении, обозначаемом как «когнитивный поворот» (cognitive turn). Отныне зрительское восприятие неразрывно связано с активным познанием. Ученые исследуют эволюционную значимость эмоций на лице; разные виды эмоциональных реакций, вызываемых разными средствами массовой информации; принципы функционирования реконструктивной памяти, необходимой при просмотре «фильмов-головоломок» и многие другие аспекты зрительского восприятия. Каковы основные пути исследований когнитивистов? Какие существуют примеры, демонстрирующие этот головокружительный поворот, совершенный в этот период наукой о кино?
Евгений Майзель — киновед, кинокритик, автор цикла статей об американском авангарде, постоянный автор и редактор журнала «Искусство кино», заместитель главного редактора журнала «Кинема», член экспертного совета Гильдии киноведов и кинокритиков России, член ФИПРЕССИ.
Рекомендуем посмотреть фильмы «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007, реж. Тим Бертон), «Кихот» (Quixote, 1965 реж. Брюс Бейлли) и «Улица Кастро» (Castro Street, 1970, реж. Брюс Бейлли), а также прочитать 12 главу книги «Искусство кино: введение в историю и теорию кинематографа» (Дэвид Бордуэлл, Кристин Томпсон, Джефф Смит, М.: Эксмо, 2024) и статью «Is a Cognitive Approach to the Avant-garde Cinema Perverse?» (James Peterson) из сборника Post-Theory: Reconstructing Film Studies, ed. by David Bordwell and Noёl Сarroll (University of Wisconsin Press, 1996).
Курс посвящен двенадцати направлениям теоретического киноведения. Каждая лекция предполагает обзор обсуждаемого направления, знакомство с его основными представителями, идеями и терминами. Выстроенный в хронологической последовательности, курс позволит увидеть и размах идей, и историческое развитие, и дискуссионный, полемический потенциал теоретической мысли о кино за последние шестьдесят лет.