Девятая лекция курса Евгения Майзеля «Теория кино на практике»
С восьмидесятых годов в киноведении бурно развивается направление, представители которого отрицают значительную часть распространенных теоретических подходов, характерных для второй половины XX века и нередко встречающихся в наши дни. Неоформализм скептичен по отношению к теориям кино, основанным на структурализме, психоанализе, левой социальной критике и многих других доктринах (иронично именуемых «Великими теориями»). В чем заключается критика, которой Дэвид Бордуэлл, Ноэль Кэролл и их коллеги подвергли киноведение? Какого рода подходы и методы были предложены вместо «Великих теорий»? Каковы особенности исторической и аналитической поэтики кино? В чем заключались плюсы и минусы неоформалистских исследований?
Евгений Майзель — киновед, кинокритик, автор цикла статей об американском авангарде, постоянный автор и редактор журнала «Искусство кино», заместитель главного редактора журнала «Кинема», член экспертного совета Гильдии киноведов и кинокритиков России, член ФИПРЕССИ.
Рекомендуем посмотреть фильмы «Гражданин Кейн» (1941, реж. Орсон Уэллс) «Иван Грозный» (1944, реж. Сергей Эйзенштейн) «Это будут герои» (1970, реж. Чжан Чэ) «Собака кусает собаку» (2006, реж. Чин Поу-сои), а также прочитать третью главу книги «Искусство кино: введение в историю и теорию кинематографа» (Дэвид Бордуэлл, Кристин Томпсон, Джефф Смит, М.: Эксмо, 2024).
Курс посвящен двенадцати направлениям теоретического киноведения. Каждая лекция предполагает обзор обсуждаемого направления, знакомство с его основными представителями, идеями и терминами. Выстроенный в хронологической последовательности, курс позволит увидеть и размах идей, и историческое развитие, и дискуссионный, полемический потенциал теоретической мысли о кино за последние шестьдесят лет.