Четвертая лекция совместного цикла Ельцин Центра и ЕУСПб «Исследования культурной памяти».
Памятники могут угнетать, ранить, возбуждать и лечить, вдохновлять, вселять веру, надежду и эйфорию. Трагические события прошлого отражаются сквозь призму архитектуры мемориальных и военных музеев, а также мемориальных сооружений. Мемориалы, памятники и музеи, находящиеся в различных странах, можно рассматривать с точки зрения ментальности, пространства, образа, ландшафта. Почему мемориальная архитектура иногда трактует историю в соответствии с господствующим менталитетом, миропониманием и мировосприятием, а иногда — идя наперекор им? Как с их помощью можно исследовать адаптацию, принятие и восприятие истории? На основе широкого спектра сюжетов, таких как миграция, трудное и темное наследие, война, рабство, а также на примере музеев и мемориалов Великобритании, Германии, Франции и Бельгии, Израиля, США и стран бывшего СССР Ксения Сурикова рассказала, как формируются разнообразные и многослойные сообщества памяти.
Ксения Сурикова — кандидат культурологии, доцент Школы искусств и культурного наследия ЕУСПб.
Мы живем в эпоху мемориального бума, когда память становится основным понятием, с помощью которого люди говорят о своем прошлом и настоящем. Что такое память и как она оказалась на пьедестале? Как с ней работают историки, историки искусства, социологи и антропологи? В цикле лекций будут предложены как общий обзор современного научного направления memory studies, так и исследования работы памяти через архитектурные и монументальные проекты, музейные комплексы и семейные фотоальбомы.