В 1993 году в Европе, Америке и России одновременно прошла выставка-блокбастер, посвященная русскому авангарду. Ее название — «Великая утопия» — стало общепринятым обозначением утопического движения в искусстве и архитектуре 1920-х гг. В чем здесь проблема? С одной стороны, у нас есть огромный пласт художественного материала, соответствующий понятию «утопический проект». Проекты Владимира Татлина, Константина Мельникова, Николая Ладовского, Эля Лисицкого, Якова Чернихова — это «канон» русской архитектурной традиции, основа ее идентичности и в известной мере идентичности мирового архитектурного авангарда. С другой стороны, идейное содержание этих проектов, отчасти с точки зрения их авторов и полностью в смысле их последующий трактовки — это программа ВКП (б), построение коммунизма. В этом смысле это не полноценная утопия, а иллюстрации к идеям коммунистической власти, правда, выполненные с большим энтузиазмом и мастерством. Была ли «великая утопия» самостоятельным явлением? Было ли в ней собственное утопическое содержание? В чем оно заключалось? Откуда оно возникло?
Григорий Ревзин — искусствовед, архитектурный критик, журналист. Автор книг «Очерки по философии архитектуры» (2002 ОГИ), "Русская архитектура конца XX — начала XXI века" (2017, Strelka Press), «Как устроен город» (2019, Strelka Press) и "Как устроен город будущего" (2022, Strelka Press).