Семилетнюю войну (1756-1763) Уинстон Черчилль назвал по-настоящему первой мировой войной, так как боевые действия велись и на других континентах. Прежняя европейская система международных отношений переживала кризис из-за вхождения Пруссии и России в число великих держав. Лидеры международной системы должны были определить формат будущей Европы. Каждой державе предстояло подкрепить свои притязания на влияние на континенте силой своих армий. В отличие от предыдущих войн XVIII века, сражения Семилетней войны отличались небывалым кровопролитием и упорством. Не изменив в Европе государственных границ, Семилетняя война привела к формированию «Пентархии», определявшей судьбы Европы вплоть до Первой мировой войны. Память о кровавой длительной безрезультатной войне хранила Европу от масштабных конфликтов до революционных войн Франции конца XVIII века.
Каковы были причины Семилетней войны и участия России в ней? Как стороны, осознав невозможность решительной победы над соперниками, пытались выйти из тупика безрезультатных боевых действий? Почему Россия, начиная войну в скромной роли вспомогательной силы, после нескольких лет войны готова была сама определять условия общеевропейского мира? Какую память оставила эта война у её участников, и почему она стала в России «забытой» войной?
Цикл лекций «Пути к миру: европейские конфликты Нового времени» предлагает особый подход к истории войн Нового и Новейшего времени. Мы будем говорить не о том, как начинаются войны, а о том — как и чем они заканчиваются. На какие компромиссы идут воюющие стороны? В какой момент и почему они садятся за стол переговоров? Какие новые институты появляются в результате военных конфликтов? И наконец, умеем ли мы извлекать уроки из прошлого или каждый раз совершаем одни и те же ошибки? Куратор курса — Арсений Куманьков, кандидат философских наук, автор книги «Война в XXI веке» (ИД ВШЭ: 2020).