На волне «оттепели» произошла определенная демократизация художественной жизни края. Оказавшиеся на Урале выпускники столичных художественных вузов демонстрировали не только профессиональный уровень, но стремление к творческой независимости. Лаконичность форм, энергичный ритм и экспрессия цвета, свойственные «суровому стилю», помогали мастерам живописи и графики передать личный взгляд на историю страны и жизнь современников.
С 1964 года регулярно проходят региональные выставки «Урал социалистический», на которых экспонируются произведения художников Свердловска, Перми, Челябинска, Оренбурга, Уфы. Крупным событием общественной жизни края стала демонстрация картины «1918 год» (1964) Геннадия Мосина и Миши Брусиловского. Новаторское решение образа Ленина вызвало широкую дискуссию. Трагическим эпизодам Великой Отечественной войны посвятили свои полотна Борис Волков, Евгений Гудин. Жизнь коренных народов уральского севера отразил Владимир Игошев. О трудовых свершениях уральцев писали картины Игорь Симонов, Александр Бурак. Ориентация на классическое наследие и постоянное желание экспериментировать позволяют Виталию Воловичу достигнуть серьезных результатов в книжной графике. В 1960-х годах начинает свою деятельность уральский андеграунд. Свердловские художники и литераторы Валерий Дьяченко, Анна Таршис и Сергей Сигей объединились в неофициальную группу «Уктусская школа» (1965).
Евгений Павлович Алексеев — кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории искусств и музееведения УрФУ.