Одна из примет современной культуры – присутствие на сцене, в экране, в городских пространствах «фольклорных», этнографических, этнических сцен, сюжетов и декораций. В современной жизни все чаще встречаются образы и персонажи традиционной народной культуры.
Любая идентичность конструируется. Иными словами, образ любой культуры прошлого претерпевает режиссуру и дизайн более поздних времён. О том, что визуальный образ любой культуры, даже фантазийной, со всеми её атрибутами можно сконструировать до мелочей, мы узнаём по вестернам, «диснейлендам» и фильмам, мирам Рональда Толкиена и Джорджа Мартина.
Таким конструктом до недавнего времени для советских людей была русская старина. Мы признаём искони своими и берёзку, и лесок, в поле каждый колосок, плачем от вида резных наличников и запаха из печной трубы. «Поля и долины» стали не пунктами в учебнике географии, а экзистенциальной тревогой, струнами, которые, если тронь…
Из чего сложен концепт «русской старины», и как он складывался для массового зрителя речь рассмотрели на лекции.
Лектор: Андрей Анатольевич Бобрихин – кандидат философских наук, исследователь традиционной культуры, заведующий сектором наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, куратор Музея наивного искусства.