Кризис европейского искусства и художественного образования на рубеже ХIХ и ХХ веков привел к появлению, наряду с традиционными академиями художеств, многочисленных частных художественных школ, где образование давалось с учетом новейших, а не консервативных, художественных практик. При этом возможность получения художественного образования появилась у тех, кому до этого был закрыт или очень ограничен вход в классические академии – в том числе у евреев.
Общий кризис культуры заставлял всех внимательных к этому деятелей искусства искать новые пути выражения. Представители многовековых, если не тысячелетних, традиций, в момент их слома и необходимости создания нового художественного языка, разрушающего достижения предшественников, оказались стадиально в той же позиции, что и евреи, которые обычно такой традиции не имели.
Так две линии развития искусства одновременно начали новую эпоху в развитии искусства «с нуля». Другое дело, что традиционно образованные художники-реформаторы работали на сломе античной и христианской традиций, а включенные в этот процесс еврейские деятели искусства обретали, наряду с традиционными возможностями слома не еврейских традиций еще и дополнительный смысловой, образный и мировоззренческий иудейский слой, создававший не всегда очевидную для современников, но привлекающую глубину (а иногда и страх чужого), и недоступный по большей части их не еврейским современникам.
В лекции рассмотрены линии влияния русского искусства академического типа – от Академии художеств через творчество Иегуды Пэна (учившегося, как и Илья Репин, у Павла Чистякова), к образности Марка Шагала. Будут показаны чисто еврейские особенности как фигуративной символики, так и иудео-христианская полемика в абстракциях Эль Лисицкого и Казимира Малевича. Эти примеры будут описаны с приведением аналогов из мира литературы и театра.
Лектор: Леонид Кацис – филолог, историк культуры, литературный критик, специалист по русско-еврейской культуре и литературе. Доктор филологических наук, зав. кафедрой теологии иудаизма, библеистики и иудаики РГГУ.