Лекция Михаила Мельниченко «Я возненавижу любого, кто прочтет эту тетрадь»: почему люди ведут дневники, а исследователи их изучают
Традиция ведения дневника укрепилась на российской почве в первой половине XIX века и получила распространение прежде всего в дворянской среде. Однако довольно быстро к этому жанру стали обращаться люди самых разных социальных групп. К фиксации событий питали страсть не только царедворцы, писатели или ученые, но и полуграмотные крестьяне, школьники и солдаты. Кто-то вел дневник с расчетом на публикацию, кто-то — чтобы сохранить память о себе для внуков и правнуков. Некоторые тщательно скрывали дневник и даже могли уничтожить его в какой-то момент, другие давали читать дневник друзьям и близким. Для кого-то дневник становился способом справиться со стрессом, для кого-то — инструментом самосовершенствования; кто-то реализовывал посредством дневника свои писательские амбиции, а кому-то дневник нужен был для описания увиденных в течение дня птиц. Исследователям доступны тысячи очень разных дневниковых текстов, сбором и публикацией которых занимается Центр изучения эго-документов «Прожито» Европейского университета в Санкт-Петербурге. Это общедоступная электронная библиотека личных дневников, электронный архив рукописей и волонтерское сообщество, силами которого выкладываются новые дневники.
Для чего люди обращаются к ведению дневника, как они пробуют говорить себе правду и почему врут, что может рассказать дневник следователю НКВД, историку или лингвисту, объяснил директор центра, кандидат исторических наук Михаил Мельниченко.