Светлана Амосова — директор Исследовательского центра Еврейского музея и Центра толерантности, младший научный сотрудник Института славяноведения РАН.
На лекции были рассмотрены история и концепции создания еврейских музеев и экспозиций в России и СССР в XX–XXI веках. С одной стороны, перед нами довольно специфическая и «узкая» тема, которая, как кажется, интересна лишь отдельным специалистам. С другой стороны, музейная экспозиция всегда является отражением более широких по смыслу политических идеологий и той публичной истории, которая в данный момент главенствует в государстве. Еврейские музеи, естественно, отражают современную им национальную политику и политику памяти. Рассматривая концепции и историю еврейских музеев, можно отчетливо видеть смены политических парадигм российского и советского государств XX–XXI веков.
История еврейских музеев и коллекций в России начинается в 1910-е годы в Санкт-Петербурге, где при Еврейском историко-этнографическом обществе открывается первый музей. На лекции мы поговорили о концепции этого музея, истории его существования, причинах закрытия и дальнейшей судьбе коллекции. Далее мы проследили судьбу советских еврейских музеев и экспозиций — как политическая идеология влияла на музейные экспозиции и формирование коллекций. В фокусе внимания была репрезентация еврейской истории в СССР в 1930-е годы, а также вопрос о том, почему к 1955 году в СССР были закрыты все еврейские музеи и экспозиции. Новый виток еврейского «музейного строительства» начинается в России только в 2000-е годы. Сейчас в стране есть несколько еврейских музеев и экспозиций, и мы рассмотрели концепции новых музеев, историю формирования фондов, особенности существования «национального» музея в современном мире.