Манипуляция историей рождает миф в нашем сознании. Так, когда реальные факты, события и биографии преломляются и смешиваются между собой, происходит сдвиг в восприятии, создающий художественный образ и вымысел на базе того, что претендовало быть объективной действительностью. Это происходит и с А. С. Пушкиным, чьи хрестоматийные тексты знакомы всем из школьной программы. Что с ним делает Пригов? Например, это:
Кто это полуголый
Стоит среди ветвей
И мощно распевает
Как зимний соловей
Да вы не обращайте
У нас тут есть один
То Александр Пушкин —
Российский андрогин.
Зачем Пригову такой Пушкин? И что еще можно сделать с образом автора, о котором, казалось бы, знают все? Помогает ли ирония Пригова добраться до Пушкина или, наоборот, отдаляет нас от него? И нужен ли Пушкину Пригов? Об этом и поговорили на лекции.
Ваня Демидкин — художник и куратор. Исследователь творчества Дмитрия Александровича Пригова. Выпускник ф-та Свободных искусств и наук СПбГУ и Bard College (Нью-Йорк).