Лекция Андрея Дмитриевича Сарабьянова — исследователя русского авангарда, историка, кандидата искусствоведения, куратора выставок, руководителя Центра авангарда Еврейского музея и Центра толерантности (Москва), автора-составителя трёхтомной «Энциклопедии русского авангарда», а также ряда монографий и публикаций по русскому авангарду.
В русском искусстве первые ростки авангардного мышления очевидны уже у Врубеля в 1890-х годах. Еще более явно они проявляются в начале 1900-х у части художников, связанных с символизмом. Именно символизм был начальной стадией эволюции многих авангардистов — Малевича, Клюна, Розановой и других. Вместе с тем, корни авангарда обнаруживаются в самых разных областях — лубках, народной вышивке, городских и деревенских вывесках, иконописи и рисунках тканей, завозившихся из Средней Азии.
Не менее сложна, но более очевидна взаимосвязь между авангардом и европейской живописью — в частности, импрессионизмом. Малевич называл импрессионизм одной из пяти пластических систем, сформировавших современное искусство. Этот факт подтверждался конкретикой — достаточно вспомнить импрессионистические картины самого Малевича, а также Ларионова, Гончаровой, Богомазова, Давида Бурлюка и многих других авангардистов.