После показа документальных фильмов «Прощание со Сталиным» (2019) Сергея Лозницы и «Эффект Боровска» (2019) Полины Завадской и Юлии Гребенниковой состоялась дискуссия с участием политолога, автора книги «Джугафилия и советский статистический эпос» Дмитрия Орешкина и писателя, автора сценария фильма «Эффект Боровска» Бориса Минаева.
«Прощание со Сталиным». Премьера документального фильма Сергея Лозницы.
Загадка культа личности раскрывается в грандиозном зрелище – похоронах Иосифа Сталина. Уникальные архивные кадры, снятые в марте 1953 года, прежде практически никто не видел. Смерть Сталина потрясла страну. На похоронной церемонии присутствовали сотни тысяч скорбящих. В фильме прослеживаются все стадии траурного спектакля, названного газетой «Правда» Великим прощанием.
Сергей Лозница: «Фильм – это хронология четырех дней: с момента объявления о смерти Сталина до похорон на Красной площади. Мне хотелось показать, как потрясение, вызванное сообщениями в газетах, переросло в массовую истерию, кульминацией которой стала давка на Трубной площади, где погибли сотни скорбящих. Очень важным для меня было погрузить зрителя внутрь этого исторического события – не как беспристрастного наблюдателя или ценителя редких архивных кадров, а в качестве участника и свидетеля грандиозного, страшного и гротескного зрелища, раскрывающего суть тиранического режима».
Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале в 2019 году. Лучший арт-фильм по итогам ХХ национальной премии в области документального кино «Лавровая ветвь».
«Эффект Боровска»
Имя Владимира Овчинникова широко известно в России последнее десятилетие – ровно столько уличный художник живет в городе, который его словно околдовал. Город Боровск – странное место, которое с XIV века является островком памяти всех невинно пострадавших. Здесь погибла боярыня Морозова, был заточен протопоп Аввакум, по политическим мотивам расстреляно множество безвинных людей. Здесь Овчинников внезапно стал рисовать на стенах домов – несмотря на возмущение властей. А настоящие страсти стали разгораться в городе с 2015 года, когда художник нарисовал на одном из заборов свой первый мемориал жертвам политических репрессий.