
Валерий Дымшиц. Сухер-Бер Рыбак. Забытая звезда еврейского авангарда
Третья лекция цикла «Советский авангард: координаты ненаступившего будущего» совместно с Европейским университетом в Санкт-Петербурге.
Среди добившихся мировой славы звезд еврейского художественного авангарда, таких как Шагал, Альтман, Лисицкий, есть одна незаслуженно забытая и пропущенная фигура — это Сухер-Бер Рыбак. Его гений, мастерство, склонность к инновациям делают его художником первой величины.
Художники авангарда все время искали новую выразительность за пределами привычного академического искусства, обращаясь для этого к традиционному искусству Африки, Океании, Центральной Америки. Рыбак нашел источник вдохновения гораздо ближе к дому — это были детские рисунки. Он не просто стилизовал свои работы под детские рисунки, он аналитически разрабатывал принципы детской изобразительности, а потом использовал достигнутый результат не только для иллюстраций детских книг, но и для изображения ужасов Гражданской войны. Рыбак умер в возрасте 37 лет. Судьба его наследия оказалась вне поля зрения выставочных залов, музеев и искусствоведов. Только в последние годы прошли значимые ретроспективы работ Рыбака в Берлине и Париже, так что теперь заслуженное признание возвращается к несправедливо забытому художнику.

Валерий Дымшиц
доктор химических наук, доцент Школы искусств и культурного наследия ЕУСПб, научный сотрудник МФЦ «Петербургская иудаика»В первой трети ХХ века все виды искусств резко обновили свой язык. Для описания этого культурного взрыва исследователи придумали термин «авангард», который задает рамки нашего восприятия этого искусства: мы ассоциируем его с прогрессом и воспринимаем авангардистов как единомышленников, порвавших с прошлым и устремленных в будущее. Однако сегодня становится все понятнее, что под этим термином было объединено множество течений с разными эстетическими программами. Цикл «Советский авангард: координаты ненаступившего будущего» призван показать, каким разным был русский и советский авангард в разных сферах искусства, с каким множеством культурных контекстов его важно соотносить и почему он важен для нас сегодня.
Программа:
- Константин Учитель — НЭП: театр и не-театр. Зрелищная культура 1920-х годов
- Михаил Лурье — Городской фольклор как авангардистский проект
15 октября, 19:00
Образовательный центр, ауд. 5-6
Вход свободный, по регистрации
Возраст: 12+