Документальная фотография 80-90-х годов
Можно ли назвать фотоработы известного кинорежиссёра Тофика Шахвердиева документальными?
Да – потому что Тофик умеет выхватывать неожиданный сюжет из реальной жизни, он не работает в жанре постановочного фото и не лакирует картинку.
Нет – потому что Тофик не просто фиксирует момент, но всегда доводит изображение до символа, вкладывая в кадр мысль или чувство, а чаще и то, и другое.
Фотографии, представленные на выставке, сделаны в восьмидесятые–девяностые годы. Но на этот раз вы не увидите ожидаемых примет времени: очередей, митингов, шахтёрских забастовок, пустых прилавков, малиновых пиджаков… Их в фотографиях Шахвердиева нет. В них в принципе нет того, что отличает восьмидесятые–девяностые от всех прочих лет – есть только то, что объединяет их с любой эпохой. Любовь, печаль, удивление, радость, тоска, расставание, надежда, смех, слёзы – и какая разница, кто находится у власти или какой курс доллара к рублю. В дни выставки будет показана ретроспектива неигровых фильмов Тофика Шахвердиева.
Тофик Шахвердиев сотрудничал с «Мосфильмом», «Ленфильмом», Киностудией имени Горького. В постсоветские годы выбрал для себя жанр неигрового кино. В его фильмографии такие киноленты, как «Марш Победы», «О любви», «Иерусалим. Марш Победы», «Мой друг доктор Лиза», «Мир простодушных», «Что за люди наши дети», «Два мальчика, которые не пьют», «Солист», «Сталин с нами». В 2020 году Союз журналистов РФ удостоил его награды «Золотой глаз России».
В цикле «Кадровый голод» представляются лучшие российские фотографы, работавшие в девяностые. Когда говорят о цензуре в СССР, чаще всего вспоминают журналистов, писателей, художников, которые страдали от жёсткого идеологического контроля. Между тем жертвами цензуры были и фоторепортёры. Когда в годы перестройки цензура пошатнулась, а в девяностые рухнула, российские фотографы – по сути – обрели профессию заново. Теперь они могли фиксировать реальную, а не отлакированную жизнь. Мир увидел новую Россию во всем её многообразии, в её радостях и проблемах, обретениях и потерях. Фоторепортёры работали с невероятным драйвом и изобретательностью. Они буквально утоляли кадровый голод, который испытывали в подцензурные годы. Прибавьте к этому ставшую доступной хорошую профессиональную аппаратуру и независимые СМИ, которые стали для фотографов своего рода общедоступной выставочной площадкой. Так девяностые стали золотым веком российской документальной фотографии.
19 декабря 2025 – 28 января 2026
12:00 – 20:00
31 декабря с 12:00 до 18:00
1 января – выходной
Филиал Ельцин Центра в Москве
Москва, ул. Малая Никитская, дом 12, стр. 1. Центральный вход, - 1 этаж, выставочный зал «Подвал»
Вход свободный
Возраст: 18+
Автор фото: Тофик Шахвердиев

О радости. Рождество на Никитской



