Президентский центр Б.Н. Ельцина и галерея «Триумф» представляют выставку «Extension.Israel: Свечения».

  • Куратор: Рой Бранд
  • Участники: Авнер Бен-Гал, Эйтан Бен Моше, Бен Вадлер, Тсиби Гева, Дор Гез, Керен Йеала-Голан, Даниэл Кикзалес, Карам Натур, Хиллель Роман, Йегудит Саспортас, Омер Шейзаф, Эстер Шнайдер

С 12 июня в Арт-галерее Ельцин Центра будет представлена выставка работ 12 израильских художников разных поколений. Куратором выставки выступил Рой Бранд — доктор философии, куратор Израильского павильона на Венецианской биеннале (2014).

В течение всего периода работы выставки «Extension. Israel: Свечения» дети в сопровождении взрослых могут принять участие в квесте. Для участия необходимо подойти к администратору галереи на входе на выставку и получить квест для ребенка 6-12 лет, а также ознакомиться с информацией о правилах прохождения квеста. Выполнив все задания, участники получат маленький сюрприз.

12 июня - 21 июля

10:00-21:00

Арт-галерея, 3 этаж

По билету в галерею

Возраст: 6+

От куратора

«Сегодня мы переживаем отнюдь не самые светлые времена, и лишь единицы все еще верят в движение вперед, или хоть какое-то движение вообще. По большей части мы пребываем в прострации, блуждаем, ждем пока случится нечто, хорошее или плохое — хоть что-то. Современная жизнь — это не столько существование в живом настоящем, сколько выхолощенное ожидание, отсрочивание, бесперспективное откладывание. Мы попросту тратим время впустую.

Нет крупных светил, но есть слабо мерцающие в темноте свечения, проблески надежды, мимолетные моменты радости. Которые возникают, трепещут и тут же растворяются. Свечения могут, словами Вальтера Беньямина, образовывать «созвездия», подобно померклым созвездиям на небе, в которых мы узнаем фигуры и которые принимаем за знаки. В настоящий момент это все, чем мы можем довольствоваться, а задача, вверенная сегодня искусству, — продлить жизнь этих свечений в виде шифров.

Представьте разницу между мощью огней Нью-Йорка или Москвы, наблюдаемых из космоса, и мельтешением светлячков, различимых только в самой отдаленной глубинке. Представьте разницу между прожекторами, освещающими рекламные щиты или знаменитостей (тоже именуемых «звездами»), и скромными свечками, зажигаемыми в квартирах на день рождения или на Хануку. Блистательный свет — удел городов и лидеров — таит многие обещания, но на деле дает немногое. А надежду может разжечь только самый крохотный огонек, осветивший один зыбкий момент.

К таковым относятся работы в «Свечениях»: раздробленные, изломанные, подавленные и все же пробивающиеся сквозь непроглядный мрак зимы или завесу ночи. Когда наши глаза и сердца приспосабливаются к восприятию тихого, сдержанного, медленно текущего — в противовес оглушающему действу, доминирующему сферу общественного — экспозиция начинает вибрировать в движении.

Произведения искусства на выставке представляют собой объекты, излучающие свет, источник которого заточен внутри них и непрестанно продолжает лучиться надеждой. То есть потенциал искусства, особо актуальный в наши дни: искусство способно оберегать факел надежды, выживать во времена отупения, сохранять частички души человечества для будущего процветания. Художники уподобляются древним философам и монахам, несущим в мир мудрость, поступательно, по крупице в каждой отдельной рукописи или беседе. Искусство не может разом изменить весь сегодняшний мир, но может создавать небольшие анклавы энергии и жизни, которые сопротивляются мейнстриму. Это, конечно, не триумфальные и героические деяния модернизма с его громкими утопическими идеями, но и не пораженчество. «Свечения» воплощают форму действия, устремленного в будущее, которое мы еще не можем помыслить».

Рой Бранд

О художниках

Современные израильские художники, представленные на выставке, глубоко и подробно осмысляют прошлое, обращаясь к темам памяти, самоидентификации и к мистике, используя различные медиа — от традиционных живописи и фотографии до сайт-специфик инсталляций и цифрового искусства.

Живописные работы Авнер Бен-Гала и Тсиби Гева созданы на границе абстракции и фигуративного изображения. Художники обращаются к непосредственному опыту восприятия искусства, разворачивая перед зрителем грандиозные и драматичные сцены сопряжения сил и тяг. Из многослойной живописи Тсиби Гева складывается археология слов и эмоций, где личное смешивается с общим. В работах Авнер Бен-Гала акцент сделан на эмоциональной составляющей этого смешения, сообщая зрителю чувство тревоги и одновременно очарования разворачивающимся на его глазах процессом.

Основным источником изображений для Хиллель Романа является интернет. Его «Экспансия» основана на иллюстрациях 1970-х годов, в мельчайших деталях изображающих космическую колонию NASA: улицы, строения, сады, деревья выплескиваются из гигантского «рога» — символа изобилия. Основой «Объемного паросодержания» была сделанная через электронный микроскоп фотография пористого материала, который представлен как рассыпанные угловатые кубы. В этих двух работах прослеживается общий интерес художника к утопической архитектуре и научной фантастике, а также к происходящей из них напряженной границе между надеждой и обманом.

Художница Йегудит Саспортас часто отправляется на болота на севере Германии, в пустынный природный ландшафт, в энергетике которого художница черпает вдохновение. В ее глазах болота воплощают непроработанное прошлое природы: частично отброшенное, не интегрированное в культуру, — но вместе с тем и жизненно важный источник восстановления, широко представленный в коллективной мифологии подсознания.

На выставке «Свечения» Эйтан Бен Моше представит инсталляцию из лайтбоксов, поверхность которых сочетает разнонаправленные эффекты: переносит нас в магические параллельные миры и погружает в скопление ширпотребного хлама. Духовное и материальное здесь собраны воедино, как это часто складывается в повседневной жизни.

В работах Эстер Шнайдер множество культурных дискурсов сплетаются в некую политику инклюзивности, вдохновленную еврейским мистицизмом, персидскими миниатюрами, искусством Византии, русским модернизмом и израильской живописью. Художница использует известные орнаменты, предназначенные для украшения одежды или мебели, и лишает их изначальной функции. К осмыслению мистических текстов также обращается художник Карам Натур. Новая серия цифровых отпечатков, созданных им в совместном авторстве с «Sage» (Мудрецом), состоит из трех небесных карт, вбирающих в себя духовные, научные и художественные аллюзии, отсылающие к арабской, европейской и американской культурам.

Дор Гез задается вопросами о роли современного искусства в повествовании неписаных исторических сюжетов и реконтекстуализации визуальных и письменных источников. В видео-работе «Sabir» запечатлен закат на побережье в портовом городе Яффа. Поверх усыпляющего плеска волн мы слышим голос женщины, которая рассказывает о своем средиземноморском детстве в Яффе до событий 1948 года.

В видео «The Messenger» Даниэл Кицалес смотрит вниз на деревню и отвечает на мусульманские призывы к молитве аккордами электрогитары, вплетая свой музыкальный перформанс в ритуальные напевы муэдзина. Две музыкальные традиции, восточная и западная, неожиданно сходятся в эмоциональном диалоге на фоне постепенно заходящего солнца и в ритме пяти обязательных молитв.

Созданные специально для этой выставки работы Бена Вадлера входят в его текущий цикл отлитых из бетона скульптур «Сорок порталов». На перепутье между археологическими руинами и религиозными обителями, в своих работах Вадлер размышляет о формирующем воздействии архитектуры на наше самосознание и ее роли в качестве проводника нашего отношения ко внешнему миру. Продолжая тему двойственности художник Омар Шейзаф создает подвешенные скульптуры. Их колебания должны отсылать зрителя к аналогичным колебаниям нашего восприятиях между объектностью и субъектностью.

Проект EXTENSION

В 2016 году галерея «Триумф» основала серию выставок EXTENSION. Выставки проекта EXTENSION знакомят с актуальной художественной сценой разных стран и включают в себя показ в галерее работ знаковых художников, лекции и встречи, организованные совместно с институциональными партнерами (МСИ «Гараж», Высшая школа экономики, Институт «Стрелка» и другими), издание каталога и параллельную программу в одном из ведущих музеев Москвы. После московской премьеры выставки проекта отправляются в тур по городам России. С 2016 года в галерее прошли выставки художников из Румынии, Южной Кореи, Ирана, Эстонии, Латвии и Финляндии.

Выставка организована при поддержке Натив при канцелярии главы правительства Государства Израиль и посольства Государства Израиль в Российской Федерации.