Борис Павлович, Кристина Матвиенко. Зачем нужен театр?
Цикл встреч
Борис Павлович и Кристина Матвиенко исследуют театральные практики как способ жить «лучше» в современной реальности.
В истории театра есть моменты, когда он сознательно выходит за пределы только «профессии» (или только «эстетики») и становится пограничным между искусством и жизнью полем. Идеи Николая Евреинова, педагогика Рудольфа Штейнера, театр Ежи Гротовского и антропологический театр Эудженио Барбы, коммуна Арианы Мнушкин, интернациональная труппа Питера Брука, педагогика угнетенных Паоло Фрейре, форум Аугусто Боаля, опыты работы с «другим» Бориса Юхананова, социальный танец Жерома Беля, социальная инженерия Rimini Protokoll, инклюзивные практики Бориса Павловича — все это размыкает театр вовне и в итоге помогает людям жить. В современном театре и перформативных практиках эта прагматика стала очень важной. Она круто меняет функцию и роль художника, чтобы прийти к какому-то новому виду деятельности — по преобразованию мира через преобразование себя.
Встречи предполагают живой диалог с аудиторией. Рассказываем, обсуждаем, при необходимости встаём со стульев и пробуем на себе.
Обратите внимание, встреча в воскресенье не повторяет субботнюю, а развивает заданную тему.
- Борис Павлович — режиссер, педагог. Ставил спектакли в двух десятках городов от Таллина и Ярославля до Ташкента и Хабаровска. С 2006 по 2013 — художественный руководитель «Театра на Спасской» (Киров). Играет как актёр в спектаклях БДТ им. Г.А. Товстоногова и на независимых сценах Санкт-Петербурга. Лауреат национальной премии «Золотая маска».Придумал спектакль-грибницу «ЛЕС», состоящую из неопределённого количества частей, которые идут на разных площадках разных городов. Руководитель инклюзивной театральной компании «Разговоры» фонда «Альма Матер» в Санкт-Петербурге.
- Кристина Матвиенко — театровед, театральный критик. Кандидат искусствоведения. Тема диссертации: «Кинофикация театра: история и современность» СПбГАТИ, Санкт-Петербург, 2010. В разные годы была экспертом и членом жюри фестиваля и премии «Золотая Маска», куратором программ «Новая пьеса», «Маска Плюс», Russian Case. Была арт-директором фестиваля «Новая драма» и ридером фестивалей молодой драматургии «Любимовка», «Ремарка». Участвовала в лабораториях документального театра, молодой режиссуры, новой драматургии. Преподавала во ВГИКе, НИУ ВШЭ, НГТИ, на независимых образовательных платформах. Публиковалась в журналах «Театр», «Искусство кино», «Современная драматургия», «Петербургский театральныйжурнал», альманахе «Транслит»; газетах «Ведомости», «Независимая газета», «Экран и сцена»; интернет-порталах Openspace.ru, Lenta.ru, Colta.ru; в научных сборниках ШАГИ (РАНХиГС); в зарубежных журналах и интернет-порталах. Руководитель службы внешних коммуникаций и развития в Электротеатре Станиславский. Соруководитель (вместе с Еленой Ковальской) магистратуры «Социальный театр» в РАТИ-ГИТИС.
Расписание встреч:
- 4, 5 марта
Театр для самого себя
- 15, 16 апреля
Театр перемен вокруг себя
- 6, 7 мая
Театр, не похожий на себя
«Каждый раз акцентировать свободу от имитационного театра» хочет Борис Павлович. Мы инфицированы зрительским (Кристина как критик) и практическим (Борис как режиссер) опытом 2000-2010-х. Имитационный театр не равен драматическому - он может располагаться везде, где фейк заслоняет реальное тело человека/животного/растения/камня. Перформативное, ясно и доходчиво описанное Фишер-Лихте в ее старой уже книжке, осознается нами как необходимый компонент любого театра. Поэтому мы хотели бы говорить о театре, не разделяя его на «мейнстрим» (=драматическое) и «пограничное» (театр без актёров, роботы, лошади и прочая жесть).
Но не получается!
В мае мы будем говорить о том, кто впервые в истории театра заговорил о пространстве как самоценности спектакля (Георг Фукс), кто предложил новый тип обучения театру через инженерную лабораторию (Гордон Крэг), кто воплощал это на практике (Мейерхольд), как оттуда выросли идеи Хайнера Гёббельса и его учеников по Гиссену Rimini Protokoll. Почему имитация это не про театр, хотя, казалось бы, на ней все и строится. И как нам извлечь из этого опыт спасения самих себя в океане фейков.
6, 7 мая
18.00
Образовательный центр, Медиазал
Вход свободный, по регистрации
18+