7ФЕВ 2020
22МАР 2020

ОТМЕНА. Андеграунд 90-х. Художники на танцполе

По билету в галерею
10:00 – 21:00
Арт-галереяг. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 3 (2 и 3 этаж)

Дорогие друзья, в условиях пандемии коронавируса мы не вправе рисковать здоровьем наших гостей. И хотя эпидемиологическая обстановка в Екатеринбурге остаётся спокойной, мы приняли решение перенести самые массовые программы в Ельцин Центре на более поздний период.

С 16 марта до конца месяца отменяются некоторые мероприятия. Билеты, купленные на сайте, можно сдать только через сервис Рамблер.Кассы, написав на адрес kassa@rambler-co.ru (подробная информация есть в электронном билете). Билеты, купленные в кассах Ельцин Центра, можно вернуть только в кассах. О времени возобновления нашей программной деятельности в полном объёме сообщим дополнительно.

Президентский центр Б.Н. Ельцина и Центр современного искусства им. Сергея Курёхина представляют выставку «Андеграунд 90-х. Художники на танцполе».

  • Куратор: Ольга Тобрелутс
  • Художники: Тимур Новиков, Инал Савченков, Владислав Мамышев-Монро, Георгий Гурьянов, Олег Маслов, Ольга Тобрелутс, Сергей Еньков, Марат Муракаев, Григорий Стрельников, Сергей Бугаев-Африка, (Е-Е) Евгений Козлов, Ханнелоре Фобо, Андрей Хаас, Алексей Хаас, Андрей Медведев, Франц Ротвальд, Белла Матвеева, Андрей Крисанов, Андрей Хлобыстин, Игорь Шикунов, Денис Егельский.

Работы предоставлены из коллекций Ольги Тобрелутс, Марии Новиковой, Игоря Суханова, Дома культуры Громов, Яны Адельсон, Сергея Енькова, Марины Алби и Олега Маслова.

Видеоприглашение на выставки «МООЕ» и «Андеграунд 90-х. Художники на танцполе» на РЖЯ

Александр Поляков

7 февраля – 22 марта, 10:00 – 21:00

Арт-галерея

Вход по билету в Арт-галерею

Возраст: 18 +

В начале 90-х годов XX века произошла масштабная революция сознания, приведшая к глобальным переменам во всех областях: в экономике, в политике, в музыке, в способах сохранения и передачи информации, безусловно, искусство не осталось в стороне. Быть художником стало невероятно модным занятием. За кисть взялись все, даже те, кто никогда ранее и не помышлял об этом. После перестройки стали доступны столь дефицитные материалы, как холсты и краски, и молодежь с энтузиазмом принялась создавать живописные произведения. Именно так — создавать произведения! Не мазать картинки, красить или писать, как это часто можно услышать из уст профессиональных художников. То, что из-под кисти рождается актуальное произведение искусства, у авторов не вызывало абсолютно никакого сомнения.

Все чувствовали себя частью глобальных перемен, авангардным отрядом современного искусства, и с упоением создавали коллажи, объекты, писали бодрые картины, пронизанные духом времени, оголтелостью и бесшабашным весельем. Восхищаться друг другом, радоваться новым картинам и танцевать — вот три основных занятия, которым предавалась небольшая компания молодежи, объединённая одним адресом: набережная Фонтанки, 145. В 1990 году этот адрес стал уникальным местом, единственной точкой на карте Советского Союза, где слушали техно-музыку, местом, объединившим под своей крышей несколько сквотов-мастерских художников. На четвертом этаже фонтанкинского дома находилось фотоателье Евгения Козлова «Русское поле»; на третьем жили Юрис Лесник, режиссер и оператор «Пиратского телевидения», и Иван Мовсесян, придумавший и организовавший выставку «Музей Дворцовый мост». На том же этаже расположился «Танцпол» Алексея и Андрея Хаасов — первый частный техно-клуб в России. Квартиру напротив занял Георгий Гурьянов, где и устроил личную мастерскую. Во дворе жил и работал художник Марат Муракаев, по соседству появилась мастерская Александра Николаева, известного под именем Захар, а также студия Олега Купцова, Виктора Малышева и Виктора Снесаря — группы «Депрессионисты».

Совмещение танцевального пространства с экспозиционным породило новый формат party-выставок, популярных в Нью-Йорке в то же самое время. Тимур Новиков, Андрей Хлобыстин, Сергей Бугаев-Африка, Ирена Куксенайте и Георгий Гурьянов, побывавшие к тому времени в Америке, были флагманами и законодателями моды, их движения и позы во время танцев следовали танцевальному направлению vogue, популярному в то время в подпольных клубах Нью-Йорка. Эти движения как бы имитировали девушек с обложек журнала Vogue, отсылая к песне Vogue Мадонны 1990 года и сопутствующему видеоклипу. В клипе Мадонна и её танцоры выступали в костюмах в стиле Марии-Антуанетты, принимая откровенные позы. Это моментально породило моду на парики и наряды а-ля мадам Помпадур.

Экономическая ситуация в стране тем временем становилась все хуже. Отчаявшиеся от безденежья и лишений горожане понесли сдавать за копейки в комиссионные магазины все лежавшие до поры сокровища из бабушкиных сундуков, одежду и обувь, поэтому для предприимчивой и творчески настроенной молодежи не составляло труда принаряжаться и комбинировать стили и эпохи, каждый раз выстраивая новый образ для вечеринки. Желание выглядеть и одеваться необычно, ярко и артистично подстегивало еще и то, что таких персонажей охотнее пускали на вечеринку. Фрики привлекали всеобщее внимание и вызывали восторг, задавая своим внешним видом настроение. Одним из главных фриков Фонтанки можно без сомнения назвать Владислава Мамышева-Монро, который без устали экспериментировал со своим внешним видом, каждый раз удивляя друзей новым образом. Иногда он устраивал перформанс на «Танцполе» и потрясенные зрители надолго оставались под впечатлением от его таланта перевоплощения.

Совмещение танцевального и экспозиционного пространств было новым веяньем, настоящим открытием «Танцпола» — в связи с этим появлялись желающие показать свои работы. Стены «Танцпола» украшали коллажи и живопись художников, объединённых под названием «Инженеры Искусств»: работы Инала Савченкова, Сергея Енькова, Григория Стрельникова и Франца Родвальта, а также коллаж Сергея Бугаева-Африки. Новые картины Георгия Гурьянова, трансформируясь в неоновом ПРК-свете, приобретали неожиданные живописные возможности, обогащенные светящимся эффектом. Молодежь в восхищении кружилась под техно-музыку, забыв на время обо всём на свете, любуясь пристальным взглядом пронзительных голубых глаз строгого юноши, наблюдавшего с живописного полотна за танцующими в сигаретном дыму. Гигантский автопортрет Георгия Гурьянова, совсем недавно проданный с аукциона за крупную сумму и принесший своему автору славу самого дорогого художника 90-х, тогда был неотъемлемой частью вечеринок. Энергия живописного полотна организовывала вокруг себя идеальное пространство, в котором каждый присутствующий ощущал себя небожителем, счастливчиком, избранным членом тайного общества. Собственно, так оно и было — огромная страна слушала другую музыку, смотрела другие картины и интересовалась совсем другими вещами, и только посещавшие сквот на Фонтанке, 145 были адептами тайного знания иного времяпрепровождения.

Ольга Тобрелутс

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.